Рита Новолетова
Театрализованная деятельность как средство социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ «Средняя школа №8»
Статья: «Театрализованная деятельность как средство социализации детей»
Воспитатель: Новолетова Р. С.
г. Петропавловск-Камчатский, 2022 г.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство социализации детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. При этом театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Благодаря всему этому она является одним из самых популярных и увлекательных направлений в детском саду.
Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участие в театрализованной деятельности, знакомит детей с окружающим миром, прививает любовь к художественной литературе, пополняет активный словарный запас.
Данное направление позволяет решать такие педагогические задачи, как:
- досуговые;
- эстетические;
- развивающие.
Возможности театрализованной деятельности в современной педагогике трудно переоценить. Исследованиями данной деятельности занимались такие психологи, как Т. Н. Доронова, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский и др.
С развитием современных технологий и появлением различных новых видов театра исследования данной деятельности остаются актуальными до сих пор и встречаются в работах таких педагогов как: Л. В. Артемова, М. Д. Махнева и др.
Театрализованная деятельность является также наиболее эффективным средством для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и развития у них коммуникативных навыков. Театр теней является одним из доступных видов искусства для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, дети с ОВЗ быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Введение теневого театра в педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ позволяет решить такие задачи, как:
- развитие эмоциональной сферы;
- реализация творческих возможностей ребенка;
- социальная адаптация;
- развитие компенсаторных возможностей;
- формирование умения вступать в взаимодействие с детьми и взрослыми;
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
В ходе регулярного проведения театрализованная деятельность положительно влияет на многие факторы в развитии детей:
• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются.
• развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление.
• активизируется собственная речь.
• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения.
• обогащается словарный запас.
• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений.
• развивается эмоционально-волевая сфера.
• корректируется поведение.
• формируется самостоятельность и активность.
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Данная деятельность необходима как здоровым детям, так и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Сфера, 2009. - 128с.
2. Александрова Е. Ю. Особенности театра теней и его значение для развития детей дошкольного возраста / Александрова Е. Ю. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. - № 3-1. – С. 121-126.
3. Л. М. Шипицына, Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 336с. ;
4. Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. – СПб. : КАРО, 2009. – 256с. : ил. ;