Галина Голикова
Консультация «Театр в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач воспитания. Особенно это значимо в период переориентации ценностей, которые существенно влияют на процесс формирования социального опыта у детей. Каждый из нас, беря на себя ответственность формирования личности будущего члена общества, должен помнить, что это формирование, иначе говоря, - социализация –это процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных члену общества. Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс. Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства.
Публикация «Консультация „Театр в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Первое знакомство детей с театральной куклой возможно уже в годовалом возрасте. Малыши смотрят представление в исполнении старших дошкольников, воспитателей, родителей, охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их, могут проявить самостоятельность, «помогать» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая фразы знакомых сказок. Сказки… Почему их так любят дети и взрослые? Сказки зовут нас в путешествие со своими героями, которые встречаются с опасностями и успешно их преодолевают, находят верных друзей, учат не пасовать перед трудностями. Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы, определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолевать. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам, ребенок познает не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценирование». Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и одновременно пробудить в них интерес к чтению. Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира.
Игра в сказку помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем, волшебником, творцом, развивает у ребят фантазию, дает возможность почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь.
Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Они никого не оставят равнодушными, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, которыми он пользуется в повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.
. Это настоящая сказочная страна, где детей ждут замечательные, по детски наивные, трогательные и добрые сказки — кукольные спектакли с игрой, начинающиеся от самого входа в театр, ведь общение с таинственным миром кукол требует дополнительной подготовки. Спектакль длится от сорока минут до часа. Родители и дети, бабушки и внуки будут здесь смеяться, и плакать над приключениями знакомых и незнакомых героев. В репертуаре современных театров — лучшие произведения литературы для детей. Каждый спектакль в тактичной и ненавязчивой форме рассказывает о любви и верности, терпимости и милосердии, доброте и мужестве. И вместе с героями спектакля дошкольник ищет ответы на непростые нравственные вопросы, учится отличать добро от зла. театр для детей – источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми. Театр – добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе : «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр – идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться. На ранних этапах важно донести до ребенка как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может скрываться. Дети учатся распознавать красивую куклу, в которую спрятался злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная задача театра – вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию. Театр – большая эмоциональная школа.
Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров (пальчиковый, теневой, куклы бибабо).
Интересная мысль принадлежит Борису Голдовскому (кандидат искусствоведения, театральный критик, руководитель музея театральных кукол имени С. В. Образцова, который писал:»Люди смотрят на кукол и видят в них отражения самих себя. И если меняются люди, то меняются куклы. Но, с другой стороны, люди – тоже отражение, в данном случае- отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди.»
Итак, куклы-маленькие «воспитатели», в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Причём, театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребёнка, у которого ещё много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется за неё и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребёнку, а к кукле. Такое взаимодействие педагога будет значительно мягче и корректнее.