Тихомирова Светлана Борисовна
Создание модели партнерства семьи и ДОУ в условиях ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание модели партнерства семьи и ДОУ в условиях
введения ФГОС дошкольного образования»
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.
Публикация «Создание модели партнерства семьи и ДОУ в условиях ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
На современном этапе модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования – дошкольном образовании. Сегодня, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования.
Государство большие надежды возлагает на систему образования, а также на укрепление связи с семьей. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи, которая играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в первую очередь в семье сохраняются и передаются духовно-нравственные ценности, социальные нормы и правила.
Однако на данном этапе возможности семьи используются недостаточно. Поэтому принципиально важной является проблема организации взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников для согласования позиций по вопросам воспитания ребенка в современных условиях развития общества.
Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога ДОУ. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только нормативно-правовыми документами, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами современных родителей на воспитательно-образовательные услуги ДОУ.
Признание государством приоритета семейного воспитания в условиях реализации ФГОС дошкольного образования требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса учреждения – это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание.
Помимо общей согласованной цели, в основе партнерства лежат основные принципы, позволяющие поддерживать взаимодействие и создающие фундамент партнерства. Эти принципы разрабатываются на этапе построения партнерского взаимодействия и принимаются всеми сторонами. Существуют три основных принципа, которые в течение разного времени оказались правомерными в разных странах. Это принципы равноправия, прозрачности и взаимной выгоды.
1. Равноправие.
Равноправие подразумевает равное право голоса и признание того вклада, который вносит каждый.
2. Прозрачность.
Открытость и честность в партнерских отношениях являются залогом доверия, которое многие рассматривают как важное условие успеха. Благодаря прозрачному методу работы, партнерство может быть полностью открытым перед заинтересованными сторонами.
3. Взаимная выгода.
Партнерство направлено на достижение конкретных выгод для каждого партнера помимо общих преимуществ для всех. Только таким образом партнерство может обеспечить долгосрочный интерес партнеров и устойчивость сотрудничества.
Эти три основных принципа могут стать отправной точкой в переговорах между потенциальными партнерами и предшествовать заключению первоначальных соглашений, даже если на последующем этапе они могут быть заменены новыми принципами, разработанными партнерской группой.
Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий времени. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей: педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОУ. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие в пребывание детей в детском саду.
Система дошкольного образования, постепенно превращаясь в открытую педагогическую систему, закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку. Исходя из идеи установления отношений социального партнерства между педагогами и родителями, родители должны занять в воспитании и развитии дошкольников не только партнерскую позицию, но быть готовыми к осуществлению оценки качества дошкольного образования.
Тем не менее, сегодня можно говорить о ряде проблем в организации социального партнерства между педагогами и родителями в дошкольном образовании. И прежде всего эти проблемы связаны с готовностью педагогов и родителей к взаимодействию, к совместному решению задач воспитания и развития дошкольников. Оценивая отношение родителей к взаимодействию, социальному партнерству с педагогами ДОУ, следует отметить, что, к сожалению, большинство современных родителей к реализации этих задач не готовы или недостаточно готовы.
Исследования показали, что сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия является тесное сотрудничество ДОУ и семьи, которое позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс, сделать его гибким, дифференцированным. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, имеющих общую цель – вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Одним из вариантов оказания эффективной помощи семьям, создание модели социального партнерства ДОУ и семей воспитанников, в рамках которой успешно реализуются различные практико-ориентированные проекты, адресованные родителям детей раннего и дошкольного возраста посещающим и не посещающим детский сад.
В основу построения и реализации модели заложены принципы определенные ФГОС дошкольного образования.
Исходя из того, что партнерство предполагает совместную деятельность, основанную на равных правах и обязанностях, направленную на достижение общей цели, разработанная модель предполагает реализацию двух направлений деятельности:
- работа с родителями: оказание специализированной помощи родителям, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка (привлечение их к активному взаимодействию, формирование у них культуры взаимодействия);
-работа с педагогическим коллективом ДОУ: оказание консультативной помощи педагогам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста.
Уникальность и новизна разработанной программы заключается в том, что, модель является практико-ориентированной и предлагает реализацию предложенных направлений в следующих формах.
Работа с родителями.
Оказание специализированной помощи родителям:
- индивидуально ориентированный комплекс оздоровительных, медико-диагностических, психолого-педагогических и консультативных услуг родителям детей раннего и дошкольного возраста, детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности и в группе кратковременного пребывания, консультаций на дому;
- ранняя диагностика развития ребенка, раскрытие и реализацию его потенциальных способностей, коррекция отклонений психофизического здоровья в условиях групп раннего возраста, группе кратковременного пребывания, консультационного центра, на дому;
- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка,
- разработка и реализация совместных проектов групп ДОУ и семьи, позволяющих повысить педагогический и творческий потенциал семьи и педагогов в воспитании детей;
- создание мобильной бригады специалистов, способных оказать консультационную помощь не только в условиях ДОУ, но и на дому.
Работа с педагогами.
- разработка программы факультатива для педагогов по знакомству с практиками работы с родителями в различных организационно-педагогических условиях;
- оказание консультативной помощи педагогам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания и условиях консультационного центра.
Реализация модели, встраивается в систему деятельности только после проведения анализа и диагностики (социокультурного, социально экономического, социально-психологического и социально-ролевого статуса семьи). Мониторинг социально-психологического благополучия и личностного развития детей рассматривается как основа деятельности и составная часть ОЭР.
Особая роль в данной модели принадлежит разработке совместных проектов, как комплексу дополнительных мер, нацеленных на профилактику социально обусловленных рисков развития дошкольников. Предполагается более полное использование потенциала семьи как института неформального образования. Родители являются не пассивными участниками, а сами являются инициаторами проектов.
Все проекты можно условно разделить на группы :
- информационно – аналитические,
- досуговые,
-познавательные,
- наглядно - информационные
Статистические данные показывают, что данные формы работы зарекомендовали себя как достаточно продуктивные, поскольку очень важно уже при первых контактах заинтересовать родителей деятельностью ДОУ и группы, показать работу с детьми в привлекательной форме. Дальнейшее взаимодействие заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении проведенных и будущих мероприятий, сообщении о работе образовательного учреждения и группы.
Таким образом, при организации партнерства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования взаимодействие педагога и родителей предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения, основной задачей которого является создание единого гармоничного пространства всестороннего развития ребёнка.