МААМ-картинки

Советы логопеда «Учимся различать звуки речи»

Светлана Куптей
Советы логопеда «Учимся различать звуки речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Советы логопеда

Учимся различать звуки речи

Когда ребенок идет в школу, это очень волнующий момент и для него, и родителей. Нужно сделать так, чтобы школьник учился с интересом и желанием. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.

Ученик 1 класса должен различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. Это важно не только для формирования правильного произношения, но и успешного обучения грамоте.

Публикация «Советы логопеда „Учимся различать звуки речи“» размещена в разделах

Различать звуки речи (развивать фонематический слух) помогают следующие упражнения:

1. «Хлопки в ладоши». Хлопни тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других.

голос, голос, колос, голос

полка, палка, палка, балка

рама, рама, лама, рама

2. -«Будь моим эхо» (повтори за мной).

ма-ха-ма-ла

га-ка-ха-ка

да-та-да-та

3. «Подними флажок». Когда услышишь звук [ш] :

м, л, в, ш, и, ш, б, ш.

Когда услышишь звук [ш] в слогах : па, да, ша, ро, лу, шу, ду, ши.

Когда услышишь звук [ш] в словах : малыш, парта, школа, игрушки, юла, шум.

4. Какое слово встречается чаще других?

Мяч, туча, сентябрь, пальто, октябрь, сентябрь, дружок, сентябрь.

Если ваш ребенок выполнил задания правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими-либо заданиями не справился или затруднялся, значит, нужны дополнительные занятия.

С детьми можно поиграть в следующие игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

Какое слово я произнесла? (Учитель произносит слова по звукам с промежутком во времени.)

Д. о. м; у. т. к. а; в. а. з. а; к. о. т.

Какими звуками отличаются слова?

Дом — сом, коза — коса, зайка — сайка, тачка — дачка.

«Конец слова потерялся».

До., сы., зу., со.

«Подскажи словечко».

Лиза пробовала суп,

Заболел у Лизы. (зуб).

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (снежинки).

Назови игрушки, в названии которых встречается звук [к].

Мяч, кукла, санки, пирамидка, кубики и др.

«Попугай».

Му-му-му — молока кому.

Ша-ша-ша — я катаю малыша.

Ла-ла-ла — Лена в лодочке плыла.

Ребенку необходимо объяснить, что речь состоит из слов, а слова — из звуков. Если хоть один звук исчезнет в слове, то слово будет обозначать совсем другой предмет: гуси — Дуси, крот — кот, снаряд — наряд, точка — дочка. (Объяснить значение этих слов.) То же будет, если ребенок неп-равильно произносит звуки (заменяет один другим) : рак — лак, жук — лук.

Гласные звуки А, О, У, Ы, Э произносятся легче, чем согласные; всегда произносятся с открытым ртом. Губы, зубы, язык «не мешают», воздух проходит свободно.

Труднее произносятся гласные Я, Е, Ё, И, Ю. Они обозначают двойные звуки : Я — [й’а], Ю - [й’у], Е - [й’э], Ё - [й’о].

Помогут научиться правильно произносить гласные чистоговорки, стихи с «ударением» на гласный звук. Например,

А

Антошка с Армошкой в амбар забрели.

В амбаре в мешках арахис нашли.

Антошка арахис в карман положил,

Армошка арахис совсем не любил.

Прочитав стихотворение, предложите ребенку ответить на вопросы:

Какой звук встречается чаще, чем другие? (Звук [а].)

Какой это звук — гласный или согласный? Почему?

Как звали мальчиков?

Куда забрели малыши?

Что такое амбар?

Что было в мешках?

Что такое арахис?

Можно использовать следующие потешки:

Э

Мы в лесу играли с эхо,

Эмма, Эдик — крикуны.

Мы кричали и искали,

Эхо так и не нашли.

У

Утка к улитке утром пошла,

Утка к пруду подошла не спеша.

Утка с улиткой плавали дружно.

Утка — вверху, улитка — по дну.

И

Ира, Инна, Игорек индюка искали.

И у речки возле ивы ветви раздвигали.

Индюка они нашли и дружно все

домой пошли.

При произношении согласных воздух встречает преграду. При чтении произносить согласный нужно без призвука [э] (словесная ошибка, т. е. [м], а не [мэ].

Ребенок и читать будет слово ДОМ, как ДЭОМЭ. Нужно предложить плавно закончить слово: ДЫ—М, ДО—М. Следует учить произносить один звук, без призвука. Так согласный звук легко сливается с гласным.

Предложите детям такой вид работы.

«Поплаваем на лодочке».

А М

Так ребенок поймет, как буквы сливаются в слоги.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «В гостях у мишки. Учимся произносить звуки [М] — [М’]» Задачи: • упражнение детей в чётком произношении звуков [м], [м’] в словах, фразовой речи; • воспитание интонационной выразительности речи.

Музыкально-дидактическая игра «Научись различать звуки» (младшая группа)Музыкально-дидактическая игра «Научись различать звуки» (младшая группа) «Научись различать звуки» музыкально- дидактическая игра младшая группа. Цель: Ознакомление со способами извлечения звуков различных.

Советы логопеда родителям: игры для дома во время карантинаСоветы логопеда родителям: игры для дома во время карантина Сейчас у многих взрослых появилась необходимость работать в домашних условиях. При этом дети тоже находятся дома, рядом. Любознательные.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменения в природе. Октябрь»Советы родителям «Учимся наблюдать за изменения в природе. Октябрь» Во время прогулки обратите внимание малыша на то, что не слышно птичьего пения. Лишь изредка можно услышать чириканье воробья или воронье.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Декабрь» Пришла зима и принесла с собой снег, морозы и метели. Все короче становятся дни и все длиннее - ночи. Люди одели зимнюю одежду. Теперь на.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Февраль» Наступил февраль - самый снежный месяц зимы. Завывают синие метели, вьется по земле снежная поземка. Не зря в народе говорят: „Январю.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Январь» Пролетели новогодний и рождественский праздники. Конечно же вы много гуляли в эти дни с малышом, любовались красотой зимней природы. Покажите.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Ноябрь» Стоит ноябрь - самая глухая пора осени. Серое небо, закрытое плотной пеленой облаков, нудные моросящие дожди, грязь и слякоть характерны.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Сентябрь» Сентябрь. Вот и закончилось лето. Вы привели своего подросшего и окрепшего малыша в детский сад, но ваши ежедневные прогулки с ним продолжаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы логопеда «Учимся различать звуки речи»
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 23:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы логопеда «Учимся различать звуки речи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Куптей в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД