Светлана Куптей
Советы логопеда «Учимся различать звуки речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы логопеда
Учимся различать звуки речи
Когда ребенок идет в школу, это очень волнующий момент и для него, и родителей. Нужно сделать так, чтобы школьник учился с интересом и желанием. Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.
Ученик 1 класса должен различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. Это важно не только для формирования правильного произношения, но и успешного обучения грамоте.
Публикация «Советы логопеда „Учимся различать звуки речи“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Различать звуки речи (развивать фонематический слух) помогают следующие упражнения:
1. «Хлопки в ладоши». Хлопни тогда, когда услышишь слово, которое отличается от других.
голос, голос, колос, голос
полка, палка, палка, балка
рама, рама, лама, рама
2. -«Будь моим эхо» (повтори за мной).
ма-ха-ма-ла
га-ка-ха-ка
да-та-да-та
3. «Подними флажок». Когда услышишь звук [ш] :
м, л, в, ш, и, ш, б, ш.
Когда услышишь звук [ш] в слогах : па, да, ша, ро, лу, шу, ду, ши.
Когда услышишь звук [ш] в словах : малыш, парта, школа, игрушки, юла, шум.
4. Какое слово встречается чаще других?
Мяч, туча, сентябрь, пальто, октябрь, сентябрь, дружок, сентябрь.
Если ваш ребенок выполнил задания правильно, то фонематический слух у него развит хорошо. Если же с какими-либо заданиями не справился или затруднялся, значит, нужны дополнительные занятия.
С детьми можно поиграть в следующие игры и упражнения на развитие фонематического слуха.
Какое слово я произнесла? (Учитель произносит слова по звукам с промежутком во времени.)
Д. о. м; у. т. к. а; в. а. з. а; к. о. т.
Какими звуками отличаются слова?
Дом — сом, коза — коса, зайка — сайка, тачка — дачка.
«Конец слова потерялся».
До., сы., зу., со.
«Подскажи словечко».
Лиза пробовала суп,
Заболел у Лизы. (зуб).
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (снежинки).
Назови игрушки, в названии которых встречается звук [к].
Мяч, кукла, санки, пирамидка, кубики и др.
«Попугай».
Му-му-му — молока кому.
Ша-ша-ша — я катаю малыша.
Ла-ла-ла — Лена в лодочке плыла.
Ребенку необходимо объяснить, что речь состоит из слов, а слова — из звуков. Если хоть один звук исчезнет в слове, то слово будет обозначать совсем другой предмет: гуси — Дуси, крот — кот, снаряд — наряд, точка — дочка. (Объяснить значение этих слов.) То же будет, если ребенок неп-равильно произносит звуки (заменяет один другим) : рак — лак, жук — лук.
Гласные звуки А, О, У, Ы, Э произносятся легче, чем согласные; всегда произносятся с открытым ртом. Губы, зубы, язык «не мешают», воздух проходит свободно.
Труднее произносятся гласные Я, Е, Ё, И, Ю. Они обозначают двойные звуки : Я — [й’а], Ю - [й’у], Е - [й’э], Ё - [й’о].
Помогут научиться правильно произносить гласные чистоговорки, стихи с «ударением» на гласный звук. Например,
А
Антошка с Армошкой в амбар забрели.
В амбаре в мешках арахис нашли.
Антошка арахис в карман положил,
Армошка арахис совсем не любил.
Прочитав стихотворение, предложите ребенку ответить на вопросы:
Какой звук встречается чаще, чем другие? (Звук [а].)
Какой это звук — гласный или согласный? Почему?
Как звали мальчиков?
Куда забрели малыши?
Что такое амбар?
Что было в мешках?
Что такое арахис?
Можно использовать следующие потешки:
Э
Мы в лесу играли с эхо,
Эмма, Эдик — крикуны.
Мы кричали и искали,
Эхо так и не нашли.
У
Утка к улитке утром пошла,
Утка к пруду подошла не спеша.
Утка с улиткой плавали дружно.
Утка — вверху, улитка — по дну.
И
Ира, Инна, Игорек индюка искали.
И у речки возле ивы ветви раздвигали.
Индюка они нашли и дружно все
домой пошли.
При произношении согласных воздух встречает преграду. При чтении произносить согласный нужно без призвука [э] (словесная ошибка, т. е. [м], а не [мэ].
Ребенок и читать будет слово ДОМ, как ДЭОМЭ. Нужно предложить плавно закончить слово: ДЫ—М, ДО—М. Следует учить произносить один звук, без призвука. Так согласный звук легко сливается с гласным.
Предложите детям такой вид работы.
«Поплаваем на лодочке».
А М
Так ребенок поймет, как буквы сливаются в слоги.