Надежда Сухова
Социально-педагогическое партнерство семьи и детского сада по формированию у воспитанников навыков ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Успехов в укреплении здоровья дошкольников и их полноценном развитии, можно добиться только при наличии единой системы физического воспитания в детском саду и семье.
Семья во все времена являлась основным институтом, который ответственен за развитие и воспитание ребенка. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед Учреждением поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей позволяет сформировать основы физической культуры и культуры здоровья дошкольников, подготовить их к школьной жизни, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала.
Публикация «Социально-педагогическое партнерство семьи и детского сада по формированию у воспитанников навыков ЗОЖ» размещена в разделах
Роль педагога учреждения состоит в организации педагогического процесса,
сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и в сотрудничестве с семьёй, педагог
обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке Учреждения состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада.
Чтобы процесс создания единого образовательно-оздоровительного пространства являлся целенаправленным и результативным, были поставлены следующие задачи в работе с семьей :
- изучить каждую семью, определив уровень подготовленности родителей к совместному с педагогами решению задачи формирования основ здорового образа жизни у детей;
- мотивировать родителей к совместной работе детского сада и семьи по вопросам сохранения, укрепления здоровья детей;
- просветить родителей с целью ознакомления с психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста;
- обучить практическому опыту взаимодействия с ребенком по приобщению его к здоровому образу жизни.
Работу по взаимодействию с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляем как в традиционной, так и в нетрадиционной форме по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое.
Данное направление помогает изучить степень осведомленности родителей и определить особенности контингента детей (по уровню здоровья, физ. подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ).
На данном этапе проводилось: анкетирование, тестирование членов семей, мониторинговые исследования по части охраны и укрепления здоровья воспитанников.
2. Мотивационное.
Установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми, заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ у своего ребенка, вызвать у родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности детского сада помогают такие формы и методы : оформление паспортов здоровья, фотоколлажей, выпусков семейных газет, лэпбуков по теме воспитания здорового ребенка. А так же совместное создание и использование рекламных слоганов и агитационных плакатов.
3. Просветительское.
Данное направление позволяет повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей. Используются следующие формы работы : наглядные формы (раздача буклетов, памяток «Я за здоровый образ жизни», «Правильное питание», оформление стендов «Ваше здоровье в ваших руках», «Уроки здоровья», папки – передвижки «Совместные игры для детей и взрослых», «Режим дошкольника» и др.); организация педагогической библиотеки по теме; индивидуальные беседы; консультации (групповые и индивидуальные); деловые игры; круглые столы; мастер-классы по изготовлению нетрадиционного оборудования для занятия спортом; презентация опыта семейного воспитания в разных формах : «Родительские конференции», ведение блогов в социальных сетях, мультимедийные презентации, видеоролики и т. п.); родительские собрания («Мы за здоровую, счастливую семью» - клуб молодой семьи», викторины, КВН, Семинар – практикум с родителями и детьми «Здоровая семья – здоровая нация», вечер вопросов и ответов, тренинг «Здоровье наших детей - в наших руках»).
Больше всего родители откликаются на приглашение к участию в открытых мероприятиях (спортивные праздники ко Дню матери, ко Дню защитника Отечества, к Международному дню семьи, совместные походы в лес в разное время года, а также современные формы взаимодействия, это «Клуб выходного дня»).
Организация спортивных мероприятий с семьями воспитанников способствует установлению конструктивных партнерских взаимоотношений с родителями, содействует формированию основ ЗОЖ, воспитанию позитивного отношения к физической культуре у детей дошкольного возраста.
4. Практическое.
Это направление дает возможность родителям включится в единое воспитательно – образовательное пространство и принять участие выставках семейных творческих работ (выставка рисунков «Мы спортивная семья», «Всемирный день футбола», «Спорт для всех», «Скажем, нет туберкулезу», «Мы выбираем спорт»). Изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно- оздоровительной работы с детьми. Участие в досуговых мероприятиях. Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей, которая позволяет родителям быть в роли непосредственных участников образовательного процесса, партнера ребенка и педагога. Дети же, испытывая естественный эмоциональный комфорт и положительные эмоции, лучше осваивают элементарные правила здорового образа жизни, новые двигательные навыки. В ходе такой деятельности у многих родителей появляются свои идеи, они придумывают новые упражнения и игры. Происходит обмен и пополнение «копилки идей».
Внедренная в Учреждении система работы по созданию единого образовательно - оздоровительного пространства позволила не только наладить необходимый контакт с семьями и учреждениями здравоохранения, но – главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников наиболее эффективным и отвечающим требованиям образовательной политики государства.