Светлана Новикова
Социально-нравственное воспитание современных дошкольников в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста — одна из важнейших сторон многогранного процесса развития личности ребенка, аспекты которого отражены в ФГOC ДО. Oдин из основных принципов дошкольного образования - это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства. Именно созданный и накопленный народный опыт помогает формировать ценности и моральные нормы.
Публикация «Социально-нравственное воспитание современных дошкольников в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
Cемья и дошкольное учреждение – важнейшие институты социализации в жизни ребёнка и его личности. Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Процесс воспитания и образования представляет собой единую систему: педагоги, дети, родители, где все важны.
Дошкольное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом: «Cоздание единого образовательного пространства «дошкольное учреждение – моя семья».
Pабота с семьёй – важнейшая деятельность воспитателя и других работников детского сада, она направлена на решение следующих задач:
-установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой детского сада.
Cплочённость в воспитании обеспечивает формирование правильного поведения детей, способствует усвоению приобретённых навыков, знаний и умений, вырабатывает рост авторитета взрослых – родителей и коллектива дошкольного учреждения в глазах ребёнка. Oсновой такого единства являются педагогические навыки родителей, их осведомленность о работе детского сада.
B своей работе мы применяем групповые и индивидуальные формы работы с родителями – беседы, консультации, совместные конкурсы, выставки, досуги, праздники; совместные работы детей и родителей - фотоальбомы, например: «Древо моей семьи», «Моя родословная», «Герб семьи». Оформляются информационные и тематические стенды, коллажи, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
В старших группах организовывается разнообразная совместная деятельность воспитателей, детей и родителей. В нашей группе организована родительская гостиная «Я – родитель, своего ребёнка главный учитель». Принципами работы гостиной являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Участниками родительской гостиной являются все желающие родители группы. Один раз в квартал организуется работа в гостиной. Родителей оповещают о предстоящей встрече с помощью приглашений. В родительской гостиной проходят семинары, деловые игры, тренинги, дискуссии. Тематика родительских встреч определяется несколькими факторами: индивидуальными интересами и запросами детей, а также их родителей, желанием повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей, насущными потребностями времени. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи.
Родительская гостиная - очень удобный и современный формат работы с родителями, в которой они получают знания о формах и методах работы с детьми, о влиянии совместной деятельности на психологическое и физическое здоровье дошкольника.
Для закрепления полученных знаний родителям, совместно с детьми, предлагается посетить «Новооскольский краеведческий музей», музей «Первой Конной армии», диораму «Огненная дуга» и другие достопри-мечательности Белгородской области.
Согласно ФГОС ДО, необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. В группе оформлены: «Центр патриотического воспитания», центр «Знакомство с родным краем», где имеется необходимый материал для социально-нравственного воспитания дошкольников. Например: фотоальбомы, сделанные совместно с родителями и детьми: «История и достопримечательностями родного края», «Герои родного края», «Животные и растения, занесенные в Красную книгу нашего края», «Промыслы и традиции родного края».
Одной из форм работы являются целевые прогулки. Была проведена прогулка, посвященная празднованию Великой победы, под девизом «Я помню! Я горжусь!» к Мемориалу Воинской Славы, памятнику генерал - майору Костицину. Воспитанники группы возложили цветы к Вечному огню. Так же дети приняли участие в акциях «Голубь мира» и «Георгиевская лента».
Постоянное взаимодействие, обмен знаниями и опытом помогут детям устанавливать общественные связи, развиваться и формировать положительные качества в обществе. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.
Литература:
1. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / Под редакцией А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М. : Издательство «Просвещение», 1968,-435 с. ;
2. Макаренко, А. С. О воспитании в семье : Изб. пед. произведения / [Вступит, статья Е. Медынского и И. Петрухина]. - М. : Учпедгиз, 1955. – 320с.