Мариам Обливанцева
Социально-бытовая ориентировка в развитии детей с синдромом Дауна. Педагогическая работа с первоклассниками с СД
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ «Социально-бытовая ориентировка в развитии детей с Синдромом Дауна.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (СД)»
Обливанцева Мариам Фаризовна
учитель – дефектолог МАОУ СШ №10 г. Бор.
Стаж работы в школе – 4 года.
Общий стаж педагогической работы – 9 лет.
Публикация «Социально-бытовая ориентировка в развитии детей с синдромом Дауна, Педагогическая работа с первоклассниками с СД» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Среди множества проблем, находящихся в педагогике, проблема умственной отсталости, РАС, синдром Дауна, занимает основное место. Проблема эта тем более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставят диагноз «умственная отсталость», из которых 9% составляет синдром Дауна.
В настоящее время в большинстве стран люди с нарушением интеллекта считаются равноправными гражданами.
Изменения в отношении к этим людям начались в последние десятилетия XX в. в США, Западной Европе и началом в 1990-е гг. в России. Эти процессы связаны с формированием представления о мире, о развитие личности ребенка с ограниченными возможностями. (К. Грюневальд, 2001; А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, 2003;
В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Большое значение стало выявить возможности этих детей, разработать образовательные программы с целью приспособления их к жизни в социуме.
Рассматривая данную проблему мною была изучена научная литература, повышена квалификация на курсах, вебинарах и семинарах, проведены открытые уроки, выступление на ШМО и педсоветах.
Эта проблема является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе. Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков – это основа социально-трудовой адаптации детей. В адаптированной программе положен принцип формирование знаний и умений для решения практических задач. Основной задачей ФГОС подготовка к социально-трудовой адаптации через учебно-воспитательную работу.
Однако, литературы, исследований и конкретных данных по проблеме социальной адаптации школьников с синдромом Дауна практически не встречается их очень мало. Анализ литературных сведений показывает, что болезнь Дауна является наиболее изученной формой олигофрении.
Что такое синдром Дауна?
• Самая распространённая генетическая аномалия.
• Врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.
• Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных.
• Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома.
Впервые синдром был описан в 1866 году Джоном Дауном назвал данное явление «монголизм».
А в 1959 году ученый Жером Лежен определил генетическую природу синдрома. Трисомию по 21-й паре хромосом.
Цель этой деятельности, это подготовка детей с СД к самостоятельной жизни и труду в современных условиях, в человеческих отношениях.
Задачи: развить навыки культурного поведения в общении с людьми, коммуникабельность, выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности, выработать навыки самообслуживания. Знание правил ЗОЖ (развития обоняния, осязания, ловкости, скорости). Развивать внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалку, сообразительности и воображение.
Ведущей педагогической идеей является то, что личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. Развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
В начале своей работы мною были проанализированы следующие аспекты:
1. Уровень развития СБО детей с СД Показан на слайде 16 первая диаграмма.
2. Уровень кор-разв образ среды класса Среда класса состояла из парт, шкафа и стола учителя. Стены серого цвета.
Приобретены Дары Фрёбеля.
3. Уровень моей квалификации для работы За 2019 – 2020 учебный год я прошла 2 курсовые подготовки, в т. ч. семинар в г. Москва «Использование мультисенсорного пособия и программы Нумикон в процессе формирования математических представлений у детей». Даунсайт Ап
4. Методическая литература. Было очень мало. Сегодня мы пополнили школьную библиотеку новыми современными книгами о детях с СД, имеем периодические журналы.
5. Программа работы по СБО детей с СД. Не было.
И работа началась! Первым делом после анализа была разработана программа СБО. И началась её реализация.
В своей работе по реализации программы я использую много технологий и методов. Но особо хочу выделить следующие:
Мнемотехнологии, Игротерапия, Метод «рука в руке», Здоровьесберегающие технологии.
Благодаря Программе СБО с детьми с СД мною была создана и реализована целая
СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ :
• Для РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ – проводились консультации; рекомендации, выступления на ШМО и педсоветах по СБО детей с СД.
• ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ :
• Занятие в Фок «Кварц»- плавание, два раза в неделю: понедельник и четверг.
• Новогодняя профессиональная фотоссесия в фотостудии г. Бор.
• Посещение кафе «Чашка»- участие детей с СД в изготовлении пиццы «Юные поварята».
ДЛЯ ДЕТЕЙ :
• Мастер- класс по росписи имбирных пряников
• Занятие в «Детской школе искусств имени Ф. И. Шаляпина»
• Экскурсия в ГУ МЧС России по Нижегородской области.
• Экскурсия в Стеклозаводскую библиотеку.
• Занятия в МУК «Стеклозаводская библиотека».
• Новогоднее представление в МУК «Стеклозаводская библиотека».
• Ознакомительные экскурсии МАДОУ детского сада № 14 «Боровичок».
• Ознакомительные экскурсии в магазин «Магнит».
• Праздник в основном здании школы – «Посвящение в первоклассники».
ПОКАЗЫВАЮТ результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
К концу года первоклассник с СД из моего класса:
ЗНАЕТ:
• Личные данные (ФИО, адрес, ФИО мамы/папы);
• Правила культурного поведения в общении с людьми;
• Правила дорожного движения;
• Правила безопасности в быту;
• Правила ЗОЖ (спорт, питание, режим).
ВЛАДЕЕТ:
• навыками самообслуживания;
• элементами трудовой деятельности.
СПОСОБЕН:
• выражать просьбу;
• защитить себя или избежать опасности.
ОБЛАДАЕТ:
• коммуникабельностью;
• трудолюбием, аккуратностью, терпением, усидчивостью.
ПРОЯВЛЯЕТ:
• экономное и бережное отношение к продуктам и использованию электроэнергии и др.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.
• 1. Выступление на ШМО МБОУ СШ №10 2019-2020г. Презентация на тему «Дети с синдромом Дауна»
• 2. Проведение открытых занятий.
• Урок «Чтение», инсценировка сказки «Колобок».
• 3. Проведение консультаций для родителей и коллег.
• 4. Выступления на педагогических советах.
Тяжелая статистика говорит, что в 90 процентов случаев детей с синдром Дауна убивают еще в утробе матери, делая аборт. Если даже ребенок рождается, в 9 из 10 случаев от него отказываются родители. А ведь совершенно зря, ведь это обычные люди, просто с некоторыми (иногда очень значительными) особенностями в развитии. Люди с синдромом имеют свои таланты, и если их развить, они могут стать успешными, знаменитыми, и, с помощью собственного труда, не просто самодостаточными, а даже богатыми.
Для информации:
В Федеральном государственном образовательном стандарте представлен учебный план, который включает обязательный предмет – основы социальной жизни. В нем представлены направления работы :
Развитие навыков самообслуживания,
самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации,
обеспечения безопасности жизнедеятельности,
усвоение морально-этических норм поведения,
навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях,
понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства,
- в воспитании и развитии ребенка,
- сохранении и укреплении его соматического, физического и
психического здоровья,
- формировании правильного уклада семейных отношений.