Елена Матыцина
Социализация школьников с умственной отсталостью средствами формирования экологической культуры
▼ Скачать +Заказ
Социализация школьников с умственной отсталостью средствами формирования экологической культуры
Аннотация. Статья посвящена особенностям экологического воспитания школьников с умственной отсталостью. Также представлены особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью, особенности усвоения ими школьного материала. Раскрыто понятие «экологическое воспитание», также особенности экологического воспитания. В статье также представлены задачи экологического воспитания, так как без постановки задач воспитание не имеет смысла. Представлены этапы экологического воспитания, методы и приемы работы с детьми, кратко рассмотрена такая форма работы, как «экскурсия», подробный план ее организации. В свою очередь, усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования, воспитания и социализация в обществе детей с умственной отсталостью.
Публикация «Социализация школьников с умственной отсталостью средствами формирования экологической культуры» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: школьники с умственной отсталостью, экологическая культура, экологическое воспитание, этапы, методы, формы работы по экологическому воспитанию.
В последнее время во многих странах мира, в том числе и в России, большое внимание уделяют такой проблеме, как формирование экологической культуры личности подрастающего поколения.
Школьники с интеллектуальными нарушениями, также, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями к разнообразным формам образования, культуры и труда. Не нужно считать, что дети с умственной отсталостью не нуждаются в экологическом воспитании. Данная категория лиц, являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую действительность, а когда становятся взрослыми, как и все способны влиять на нее. Поведение детей с умственной отсталостью должно соответствовать всем нормам общества: социальным, этическим, правовым моральным. [1]
Данная проблема обретает новые характеристики и соответственно, появляются новые подходы к ее решению. Экологическая культура составная часть целостного процесса социализации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников. Социальная адаптация детей с умственной отсталостью невозможна без формирования системы их нравственного и правового сознания, а также соответствующего социального поведения, которое включает в себя и экологическое воспитание. [2]
Экологическое культура - это формирование у ребенка сознательного восприятия окружающей среды, уверенности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования естественных ресурсов и богатств природы.
Экологическое воспитание в свою очередь, является неотъемлемой частью нравственного воспитания, под которым понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. [3]
Раскрывая сущность экологического воспитания, можно выделить следующие особенности:
• ступенчатый характер экологического воспитания;
• развитие соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
• выработка значимых целей экологической деятельности;
• формирование экологических представлений;
• развитие экологического сознания и чувств;
• формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
• выработка навыков и привычек поведения в природе;
• преодоление в характере школьников потребительского отношения к природе;
• длительность и сложность экологического воспитания;
• развитие нравственных и эстетических чувств, навыков и привычек;
Сущность экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих. Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Воспитание - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного систематичного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в процессе которого осуществляется образование подрастающего поколения.
Также можно выделить следующие задачи экологического воспитания :
1. образовательные – создание системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;
2. воспитательные – воспитание положительных мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности детей, здорового образа жизни;
3. развивающие - развитие системы практических умений школьников по изучению своей местности, оценке её экологического состояния; развитие интереса школьников к активной деятельности по охране окружающей среды.
Добросовестное отношение к природе – это сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, которые определяют жизнь человека. Данная характеристика проявляется в соблюдении как нравственных, так и правовых принципов природопользования, в активной деятельности человека по изучению и охране окружающей среды, в борьбе со всем что отрицательно отражается на окружающей природе.
Экологическое воспитание – это процесс непрерывный, в который включены все социальные институты окружающие ребенка: семья, дошкольные учреждения, школа. В школе экологическое образование детей носит междисциплинарный характер. Особое внимание в формировании экологической культуры учащихся играет учебный кабинет. Правильное ухаживание за цветами находящимися в учебном кабинете, способствует бережному отношению учащихся к диким растениям в природе. Проекты по экологии, поделки из природного материала, экологические доклады, композиции, фотовыставки, рисунки на экологическую тематику, участие детей в конкурсах - способствует расширению и углублению их знаний и повышает интерес к предмету.
Дети с умственной отсталостью, являются наиболее сложной категорией детей для формирования экологических знаний и представлений. Представления об окружающем мире у младших школьников с умственной отсталостью не достаточно точны, не передают взаимоотношений, которые существуют между объектами и явлениями окружающего мира [4].
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, возникающего вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Недоразвитие психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности, является главным признаком обучающихся с умственной отсталостью, все это приводит к затруднениям в усвоении содержания образования и социальной адаптации. Обучающиеся с умственной отсталостью, представляют достаточно неоднородную группу.
В процессе образовательной и коррекционной деятельности учащиеся усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия об окружающей их природе в целом, формируется медленно. Представления детей с умственной отсталостью просты и характеризуются нечеткостью. Дети плохо знают даже самые простые отношения явлений природы, с которыми встречаются ежедневно на практике. При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются лишь на чувственное восприятие существенных признаков и не понимают явлений неживой природы [5].
Знания детей с умственной отсталостью в области экологии могут быть вполне сформированы, если на протяжении нескольких лет обучения детей знакомят с растениями и животными, которые их окружают, показывают связь животных и растений со средой обитания, тем самым вовлекают обучающихся в практическую деятельность, по уходу за растениями, дают детям возможность наблюдать за их ростом, развитием, различными проявлениями, как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях.
Основным компонентом образования и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, является усвоение знаний об окружающем мире, его объектах и явлениях. Заложенные на их основе представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем обучении и воспитании формировать правильное восприятие окружающего мира, создадут необходимые условия положительного усвоения всего цикла природоведческих и экологических дисциплин [6].
Обучающимся с умственной отсталостью характерны стойкие нарушения всей психической деятельности, особенно в процессе познавательной деятельности. У детей с умственной отсталостью наблюдается не только отставание от нормы, своеобразие личностных, поведенческих проявлений. Из выше изложенного можно сделать вывод, что школьники с умственной отсталостью не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста, они совсем другие по своим проявлениям.
Развитие детей с умственной отсталостью определяются не только биологическими, но и социальными факторами. К числу биологических факторов можно отнести тяжесть дефекта, своеобразие структуры развития дефекта, а также время его возникновения. К социальным факторам относят семью, в которой живет ребенок, взрослые и дети, с которыми он общается, и конечно, образовательное учреждение. Социальное развитие связано с формированием у ребенка определенного уровня развития личности, а также социальных навыков, которые позволяют ему быть независимым и участвовать в общественной жизни [7].
Для того, чтобы дети с умственной отсталостью успешно усваивали знания, умения и навыки, должно быть организовано специальное обучение и воспитание, оно является неотъемлемой частью общего развития детей. Школьники с умственной отсталостью получают неполные или даже искаженные представления об окружающем их мире.
Педагогика современности уделяет большое внимание формированию экологических знаний, которые соответствуют определенному уровню представлений о природе. Школьники с умственной отсталостью смогут успешно усваивать дисциплины области природоведения, если современная школа будет выстраивать образовательный процесс так, чтобы знания об окружающем их мире природы, ее объектах и явлениях, выдавались последовательно и систематично.
В программе воспитания и обучения умственно отсталых школьников выделен специальный раздел, который так и назван - «Ознакомление с окружающим». Он способствует умственному развитию детей, в том числе формированию и развитию речи.
Знакомство школьников с умственной отсталостью с окружающим происходит двумя путями:
на уроках (специально организованные формы знакомства с окружающим миром);
во внеклассной деятельности (специально организованные прогулки с детьми, а также в повседневной бытовой жизни).
В процессе знакомства с окружающим миром, можно значительно расширить представления и уточнить знания детей с умственной отсталостью о предметном мире, который окружает ребенка ежедневно, обратить его внимание на материальные стороны существования человека, которые будут окружать его на протяжении всей жизни.
Изучение окружающего мира поможет расширить чувственный опыт ребенка, развивать его сенсорную сферу: научить его быть внимательным к тому, что его окружает, научить правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Пополнение чувственного опыта тесно связано с развитием чувственного познания - ощущения, восприятия, представлений. Создавая адекватные представления об окружающем мире, есть возможность создать чувственную основу, тем самым подготовить ребенка к восприятию описаний объектов, явлений и отношений в мире природы (стихов, рассказов, сказок, песен) [5].
Развитию памяти ребенка с умственной отсталостью способствует закрепление образов восприятия. Данные образы могут возникать в памяти ребенка непроизвольно, от художественного слова педагога. В процессе знакомства с предметным миром, социальными и природными явлениями у детей с интеллектуальной недостаточностью приходит понимание логических отношений, таких как, часть и целое, причина и следствие и другие. Анализируя реальные факты и явления наблюдаемые в природе, дети учатся делать элементарные выводы и обобщения.
Важной особенностью формирования экологической культуры школьников с умственной отсталостью, является анализ созданной на практике ситуации.
На первом этапе используют методы, анализирующие и корректирующие экологические ценностные ориентации, интересы и потребности, сложившиеся у школьников с умственной отсталостью. В процессе наблюдений и природоохранительной деятельности, педагог с помощью различных фактов об окружающем мире, стремится вызвать эмоциональные реакции и личностное отношение к проблеме экологии.
На следующем этапе, в процессе которого формируется экологическая проблема, важнейшими являются методы, которые стимулируют самостоятельную деятельность учащихся. Практические задания направлены на выявление характера взаимоотношений общества и природы, на формирование проблемы и поиск путей ее решения с учетом теории изучаемой дисциплины. Активизируют образовательную деятельность дискуссии, они содействуют проявлению личностного отношения школьников к проблемам и поиску путей их решения.
На этапе научного обоснования способов рационального взаимодействия общества и природы, учитель обращается к художественному слову, которое помогает обучающимся представить научные основы охраны природы. Образовательная деятельность стимулирует создавать модели экологических ситуаций, которые обобщают опыт, формируют ценностные ориентации, направляют интересы и потребности школьников в нужное русло. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п.). Творчество позволяет возместить преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Если методы воспитания будут использоваться верно, своевременно и последовательно, с учетом подготовленности школьников и экологических условий, то педагог сможет воспитать экологически грамотную личность.
Важной и действенной формой в экологическом воспитании и в учебно – воспитательном процессе, является экскурсия. Учитель или воспитатель должен тщательно готовиться к экскурсии, планировать ее, чтобы добиться от обучающихся с умственной отсталостью понимания взаимоотношений тех или иных объектов и явлений окружающего мира.
Структура подготовки экскурсии:
1. Выбор темы (тема должна содержать какую - либо проблему, чтобы заинтересовать школьников);
2. Формулировка цели, задач и создание плана экскурсии;
3. Выбор места проведения экскурсии (наметить место для активной деятельности, подвижных игр наблюдения, сбора необходимого природного материала, необходимого для дальнейшего обучения);
4. Конкретизация познавательного и воспитательного материала (систематизация дидактического и игрового материала, стихов, рассказов);
5. Необходимо продумать формы деятельности учащихся;
8. Нужно определиться к каким выводам стоит подвести учащихся, чтобы оценить их воспитанность и дисциплинированность;
9. Доработка плана, при необходимости.
Изучение особенностей формирования экологической культуры школьников с умственной отсталостью позволяет сделать вывод о том, что коррекционная педагогика современности акцентирует внимание на формировании экологических знаний, гармоничных современному уровню представлений о природе. Осознание детьми регулярных и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится неотъемлемым компонентом образования и воспитания школьников с умственной отсталостью, так как заложенные первичные образы и представления о среде обитания человека, позволят в дальнейшем обучении вырабатывать правильное, человечное мировоззрение, а также создадут необходимые условия детям с умственной отсталостью для успешной жизни в обществе.
Ссылки на источники:
1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию/ Воронкевич, О. А. - М., 2005.-170с
2. Шипицына, Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта/ Шипицына Л. М. - М. : Логос, 2005.-469с
3. Лисниченко,В. В. Лисниченко,Н. Б. Основы педагогической экологии / Лисниченко,В. В. Лисниченко,Н. Б. - М. : Северодвинск, 2015. – 80с
4. Косымова, А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5.
5. Новикова И. М., Касицына М. А. Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей с умственной отсталостью//Коррекционная педагогика. 2008.№4.
6. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Методические рекомендации. - М. : Просвещение, 2009. – 280с
7. Черноусова, Н. В. Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта / Черноусова, Н. В. – М. : Меркурий, 2015. - С. 224-229