Анна Босова
Консультация для родителей «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему : «Сказкотерапия»
Рассмотрим воспитательную способность сказки, о которой сейчас много говорят и пишут. Уже есть специальные издания, в которых собраны сказки, помогающие корректировать те или иные недостатки в поведении ребенка. Но вы можете создать для своего ребенка собственную книгу сказок. И малыш получит сборник чудесных историй о самом себе —- перед ним произойдет настоящее чудо. Чудо, которое будет воспитывать и сопровождать его в дальнейшем пути, помогать развиваться, расти, иметь свое мнение и понимать мнение других — законы окружающего мира. Если вы не можете сами придумать сказки, то вам помогут книги, в которых есть только основы сказок. Вы станете соавторами этих сказок, вписав в них имя своего ребенка и другие подробности из его жизни — любимые игрушки, друзей, домашних любимцев и т. д. Слушая эти сказки, ребенок будет стремиться в жизни соответствовать своему сказочному образу!
Публикация «Консультация для родителей „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
А воспользоваться помощью столь чудесного средства воздействия на психику ребенка, как сказка, можно и в разных семейных ситуациях: рождение брата или сестры, переезд на другое место жительства, так как это достаточно серьезные испытания для малышей.
Сказки помогут и придут на помощь практически в любой ситуации. Так можно «прожить» и поход в детский сад или школу, первую самостоятельную прогулку или поход в магазин. Можно, не давя на психику ребенка, помочь ему увидеть недостатки своего поведения и подсказать, как можно исправить свои ошибки, и даже как их избегать. Также это помогает родителям с другой стороны посмотреть на ребенка, выявить мотивы его поступков.
Создание сказок — один из caмых интересных для детей (уверены, что и для вас, родителей) видов творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития.
Еще в детско-родительских отношениях всегда должны присутствовать чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, вы вместе с детьми попадаете в волшебное пространство, где вам предоставляется прекрасная возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.
Вы убедитесь, что сказка учит, воспитывает, развивает и даже лечит.
Сказка — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Вы должны знать твердо — расти без полезных волшебных историй вашим детям нельзя!
Очень часто ребёнок капризничает? Сказкотерапия поможет вам справиться с капризами.
Для исправления капризного поведения можно использовать придуманную родителем историю, где ситуация главного героя очень похожа на ситуацию ребёнка. Это может быть рассказ, но это может быть и сказка, где есть волшебники, феи и другие сказочные персонажи. Придуманные взрослыми рассказы или сказки — это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир малыша. В них нет поучений, нет прямых указаний, но тем не менее ребёнок получает конкретный опыт, непосредственные переживания, полезные знания.
Можно очень много раз повторять, что капризничать — это плохо, и не получить никакого результата. А можно просто рассказать сказку про малыша, который хотел всегда и всё делать по-своему, но из-за отсутствия опыта попадал в разные смешные ситуации. Не исключено, что поведение вашего ребёнка изменится в лучшую сторону. Почему? Потому что малыш просто слушает историю! Ему не читают наставлений, его не обвиняют и не принуждают делать что-то против его воли — он просто слушает. Ему ничто не мешает анализировать рассказ, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий.
В этом случае в познании нового ребёнок чувствует себя в определённой степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа или сказки и понять идею. Он может прослушать рассказ и ничего не изменить в своём поведении — его никто к этому не принуждает. И всё-таки ребёнок, скорее всего, запомнит и применит в жизни то, что услышал. Всё новое, что он узнает, воспринимается им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если ребёнок изменит своё поведение по примеру героя сказки, он сделает так потому, что решил это сам, а не потому, что так велела мама.
Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.
Ребёнок избавляется от чувства, что он один на свете такой упрямый и не ладит с родителями. Такое успокоение укрепляет в нём уверенность в себе и помогает строить отношения с окружающими людьми.
Конечно, многое в этом процессе зависит от родителя. Потребуется проявить фантазию. Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка в той или иной ситуации? Именно так и поступит вымышленный герой, очень похожий на вашего малыша! Ваша цель — не создать высокохудожественное произведение, а показать ребёнку разные способы взаимодействия между людьми. Умение интересно рассказывать вам тоже не помешает. Но если вы всё перепутаете или что-то забудете, ребёнок переспросит, уточнит или сам добавит то, что вы пропустили. От этого ни у него, ни у вас настроение не испортится и польза не уменьшится!
Вам предлагаются три сказки. Взяв их за основу, вы сможете сами сочинять истории, подходящие именно для вас, где ребёнок узнает себя, но увидит, что поведение героя отличается от того, как обычно ведёт себя малыш в похожих ситуациях. Вначале рассказа надо добиться правдоподобия того, что вы описываете, заставить малыша сопереживать герою. Пусть герой имеет такие же сильные и слабые стороны характера, как ваш малыш. Это сходство поможет ему отождествить себя с главным героем.
Сюжет сказок или рассказов будет примерно такой. Сначала у главного героя не складываются отношения со взрослым, потом что-то случается (приходит Фея, добрый Волшебник, приезжает из деревни бабушка, которые подсказывают, что надо делать, или совершают волшебство, и главный герой начинает в привычных ситуациях поступать не так, как раньше.
Не стоит говорить сложно. Говорите на языке, понятном малышу. Используйте юмор во время рассказа.
Чем больше будет смешных моментов — тем лучше. Юмор является эффективнейшим средством снятия напряжения, с его помощью часто можно предотвратить назревающий конфликт!
Сказки для непослушных детей
СКАЗКА ПРО ПАВЛИКА И ДОБРОГО ВОЛШЕБНОГО ЗАЙЦА
Я расскажу тебе сказку про Павлика. Павлик такой же мальчик, как ты. Это умный и здоровый ребёнок. Он умеет рисовать машины, прыгать на одной ноге, играть в футбол и ездить на велосипеде. Живёт он с папой и мамой в большом доме на третьем этаже. Павлик утром встаёт, завтракает и идёт с мамой гулять на детскую площадку. После прогулки он обедает и спит. После сна опять идёт гулять с мамой. Когда они возвращаются, папа часто встречает их возле дома, и они гуляют втроём. Потом все вместе ужинают. Вечером Павлик всегда находит себе какое-нибудь интересное занятие! Хорошо и дружно живут папа, мама и Павлик!
Но недавно Павлик и мама перестали понимать друг друга. Если заходят в магазин, где продают продукты, они ссорятся. Павлику там много чего нравится, а мама не каждый раз покупает то, что он просит. Павлик злится на маму, когда она отказывает ему в просьбе, и начинает плакать. Если он плачет долго и сильно, она покупает. Но иногда, бывает, нашлёпает.
Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, чтобы купить кубики с буквами. Там было много всяких машинок, которые понравились Павлику. Он стал просить купить машинку. А мама не купила! Павлик не хотел уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался руками за прилавок.
Но мама всё равно не купила машинку. Она очень рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Папа расстроился и после ужина не стал играть с мальчиком. Весь вечер Павлику было скучно. Посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!», он лёг в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а когда открыл, то увидел, что на коврике посреди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и спросил:
— Ты кто?
— Я Добрый Волшебный Заяц! — важно ответил зайчик. — А ты?
— Я Павлик.
— Павлик, ты почему такой грустный?
— Мне мама не купила машинку в магазине. Я плакал на весь магазин, но она всё равно не купила.
— Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! — с жалостью в голосе сказал Заяц. Павлику стало смешно, потому что их у него очень много.
— Ну что ты! Посмотри, сколько у меня машинок!
— Тогда зачем же ты орал на весь магазин?
— Я хотел новую.
— Новую? Разве эти уже все старые? — удивился Заяц.
— Нет, конечно. Просто хочется новую! А когда я чего-нибудь хочу, мама говорит, что я капризничаю! — сказал Павлик.
— А тебе хочется быть капризным? — спросил Заяц.
— Нет, конечно, — ответил Павлик.
— Я очень мудрый Заяц! Я научу тебя, что делать! — И научил. Только они говорили шёпотом, и никто, кроме них, не слышал этого разговора.
Когда в следующий раз мама с Павликом пошли в игрушечный магазин за подарком на день рождения соседской девочки Наташи, Павлику опять захотелось новую машинку. Он попросил маму:
— Мама, купи мне, пожалуйста, машинку!
— Нет, Павлик! — ответила мама. — У тебя очень много машинок. Купим в следующий раз.
Павлик только собрался заплакать, но вспомнил, что говорил Заяц. Добрый Волшебный Заяц сказал, что, прежде чем заплакать, надо подумать. Павлик стал думать. И думал он вот так: «Мне хочется новую машинку. Мама не хочет её покупать. Что мне делать? Плакать или не плакать? Нет! Не буду плакать. У меня на самом деле много машинок. Мама сказала, что купит в следующий раз! Я подожду!» Затем Павлик спросил: «Мама, а в следующий раз ты точно купишь?» «Да!» — ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться! Чего расстраиваться-то? Они скоро снова придут в магазин, и мама точно купит ему машинку! Он и со старыми машинками поиграет! Пока мама искала подарок Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они купят ему в следующий раз. У него было прекрасное настроение, он был очень доволен и горд собой: «Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Умеет терпеть и ждать!»
За ужином мама рассказала папе, какой Павлик молодец — совсем не капризничал в игрушечном магазине!
На другой день мама и Павлик зашли в магазин за продуктами. Павлику захотелось жевательных конфет. Он попросил маму их купить. Мама сказала : «Нет, Павлик. От них у тебя живот болит». Вместо того чтобы упрашивать маму, Павлик стал думать, как научил его Заяц. Да, очень хочется ему этих конфет. Но мама права — у него в прошлый раз болел живот. Что делать? И Павлик придумал. Он подошёл к маме и сказал : «Мама, купи, пожалуйста, мне что-нибудь вкусное и полезное!» Мама немного подумала и спросила: «Тебя устроят персики?» Павлику, конечно, больше нравятся жевательные конфеты, но зато от персиков живот не болит! Купили персики. Из магазина вышли оба в хорошем настроении. Мама опять похвалила Павлика, да он и сам знал, что научился договариваться с мамой. Спасибо Доброму Волшебному Зайцу!
После чтения сказки можно задать вопросы:
1. Как ты думаешь, о чём эта сказка?
2. Понравился ли тебе Павлик?
3. Чему научил Павлика Добрый Волшебный Заяц?
4. Что было бы, если бы Добрый Волшебный Заяц не научил Павлика поступать по-другому?