Ольга Глазунова
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
О. А. Глазунова
г. Мелеуз, Россия
Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. Вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.
Публикация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними. [4, с. 127].
Основой развития и обогащения чувственного опыта ребёнка, формирования его представлений о свойствах, качествах предметов является сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей дошкольного возраста точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей дошкольного возраста долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., а в последствии, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Значением сенсорного воспитания занимались дошкольные педагоги : Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитии ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания.
Эти педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании успешно используются в педагогике современного мира. Открывается много детских садов и учебных центров по системе Монтессори. Такие детские сады имеют одно из основных направлений: развитие сенсорного восприятия мира ребенка. Но не только в этих учебных центрах сенсорному воспитанию уделяется особое внимание, но и так же в не специализированных дошкольных учреждениях занимаются развитием сенсорного воспитания. В дошкольных учреждениях сенсорное воспитание проводится систематически и с учетом возрастных особенностей детей, только благодаря этим условиям сенсорное воспитание будет считаться эффективным. Сенсорное воспитание осуществляется не только в процессе образовательной деятельности, но и в процессе дидактических игр, опытов, сюжетно-ролевых игр и т. д.
Обучая детей дошкольного возраста восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям дошкольного возраста, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления у детей дошкольного возраста. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе. [5, с. 105].
Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае, существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
В заключении следует отметить, что задача сенсорного воспитания – это своевременное обучение детей дошкольного возраста различным способам обследования. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
Библиографический список
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988. - 144с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение,1978. - 96с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л. Т. Фрониной. - М. : Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.
4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. М. : Обруч, 2010. - 304с.
5. Ивакина Г. А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2010. - №1. – с. 105 - 111