Ярославцева Татьяна
Роль сказки в обогащении познавательного опыта детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад - уникальное учреждение, мы работаем с детьми только раннего возраста, от 1 года до 3-х лет, что позволяет глубже вникнуть в специфику развития детей такого возраста. И сегодня я хотела бы поговорить с вами о роли сказки в обогащении познавательного опыта детей раннего возраста.
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, ещё до того, как начинает говорить. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. И таким образом как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни.
Публикация «Роль сказки в обогащении познавательного опыта детей раннего возраста» размещена в разделах
Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман и намерения навредить.
Не секрет, что малыши готовы слушать одну и ту же сказку снова и снова.
Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память. А потом уже приходит понимание и осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, и малышу трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать, и слушать, и слушать.
Во-вторых, для ребенка раннего возраста очень важны стабильность и ритуалы. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у малыша возникает чувство уверенности, ощущение защиты, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий.
Чтобы детям было интересно слушать, мы рассказываем одну и ту же сказку, НО с использованием различных атрибутов. Новые игрушки вызывают интерес и любопытство у малыша, детки с удовольствием вовлекаются в процесс игры. При этом сюжет сказки остаётся знакомым детям, они помнят текст практически наизусть, чувствуют себя увереннее, помогают "дорассказать", у детей развивается речь и повышается мотивация к активным действиям.
При рассказывании сказки, мы не только читаем книги, но и используем различные виды театров. Настольный театр, деревянный, куклы бибабо, даже теневой театр! Активно вовлекаем детей в театрализацию, проигрываем сказки по вечерам в рамках музыкальных развлечений, рассказываем подвижные сказки.
Театрализованные игры мы используем как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации, что особенно важно для малышей раннего возраста.
Кроме того, мы используем дидактические панно для визуализации сказок и обогащения сенсорного опыта детей.
Сказочные тактильные панно – это одна из традиций нашего детского сада. Они создаются из года в год творческими силами нашего коллектива.
Панно является многофункциональным, мобильным, и легким в использовании пособием. Оно может быть задействовано на занятиях различного содержания: познание и речевое развитие детей, ознакомление с русским фольклором, музыкальные досуги.
Панно подходит для обыгрывания разных сюжетов, создания проблемных ситуаций в специально организованной игровой деятельности, а также в индивидуальной работе с детьми для показа мини-спектаклей по русским народным сказкам.
Тактильные панно способствуют развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения).
Содержание театрализованных занятий с использованием тактильных панно включает в себя:
1. Просмотр кукольного спектакля;
2. Рассматривание панно по теме сказки;
3. Тактильное взаимодействие с пособием: трогаем панно руками, проговариваем, какие ощущения при этом испытываем (мягкое облако, твердые шишки, пушистая шерстка);
4. Музыкальная игра или танец на тему представления.
Таким образом, сказки, которые мы рассказываем детям раннего возраста, максимально способствуют развитию их способностей.