Светлана Васильева
Роль речевого развития в театрализованной деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
К счастью, наша жизнь не стоит на месте, все меняется. И дошкольная жизнь тоже не стоит на месте, она меняется из года в год. Работая в саду уже много лет, я вижу, что мы очень много меняем и в образовании, но речевое развитие детей все же западает. Мы гонимся за новыми технологиями, инновациями, и иногда забываем о простом. А ведь для ребенка, речь играет огромное значение.
Речь помогает ребенку осознанно воспринимать окружающий мир и является основным средством общения.
Выразительная речь ребенка помогает ему в общении, формирует личность ребенка через речевое самовыражение.
Публикация «Роль речевого развития в театрализованной деятельности ребенка» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работая с детьми многолет, я старалась развивать речь через художественное слово, мнемотаблицы, но наиболее эффективным стала театрализованная деятельность. Она эффективно формирует выразителность речи, способствует раскрытию красоты русского языка, обогащает детскую речь.
Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития всестороннего развития личности ребенка. Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение в формировании всесторонне развитой личности, когда у ребенка формируется процесс развития художественного вкуса, развивается память, развивается творчество ребенка, чувство коллективизма, раскрепощает.
Когда ребенок участвует в театральной деятельности, он расширяет свой кругозор, знакомится с окружающим его миром через образы, звуки, используя пантомиму, развивает мышление. А еще, театрализованная деятельность формирует у детей чувства переживания, радости, способствует сплачению детского коллектива.
Театрализованная деятельность включается в общий образовательный процесс, осуществляя во время организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной).
В процессе театрализованной деятельности педагог заботится об интонациональной стороне речи, мимике и движении. Чтобы детям было легче понять задачи, педагог сам показывает действия, движения, мимику.
Ребенок постепенно впитывает информацию и овладевает выразительными средствами. Для достижения цели необходимопользовать и упражнения, например, на жест: «До свидания», «Привет!»; на интонацию, на мимику: «Радуюсь», «Удивлен».
Для вовлечения ребенка в ролевое взаимодействие, я использую в работе диалоги. Очень хорошо помогают разученные диалоговые стихи.
Также в работе я использую тексты народных сказок. Это очень действенный прием, если работу веду планомерно несколько недель. Благодаря этому сказка запоминается быстро и легко, без дополнительного заучивания текста. Я несколько раз прочитываю отрывок сказки, затем мы с детьми обыгрываем отдельные сюжеты, ищем с ребятами выразительные средства для героев сказки (интонации, движения). Каждый персонаж мы обыгрываем по очереди. Каждый ребенок запоминает роль, и если кто-то заболевает, всегда есть замена маленькому «актеру». Также дети готовят декорации к сказке, привлекаются к изготовлению атрибутов костюмов. Дети дошкольного возраста знакомятся с театром, и у них формируется представление о театральных профессиях.
Также огромную роль играют спектакли, в которых задействованы родители воспитанников детского сада.
Исходя из вышесказанного, театрализованная деятельность в детском саду является как раскрытием творческого потенциала ребенка, так и развитием всесторонне развитой личности ребенка.
Проводя работу по формированию выразительности речи у детей, надо понимать, что эта работа осуществляется во всех режимных моментах.
Исходя из этого в своей работе я использую следующие методы:
наглядные
словесные
практические
Также в своей работе я использую такие приемы формирования выразительности речи как:
речевой образец
повторение
указание
словесное упражнение.
Как я уже указывала выше, в театральной деятельности должны создаваться условия для развития речевой активности детей. Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие задачи:
развивать словарь детей
воспитывать звуковую культуру речи
развивать речевой слух
обучать правильному звукопроизношению.
Также в своей педагогической деятельности я использую следующие методы:
1. Чтение литературы
2. Рассказ
3. Инсценировку.
Работа по театральной деятельности проводится в три этапа:
знакомство с художественным литературным произведением
знакомство со способами вербального и невербального выражения
самостоятельное творчество воспитанников.
Залогом успеха в театральной деятельности считаю ее использование во всех областях образовательной деятельности. Это позволяет эффективно создавать яркие и эмоциональные образы.