Александра Петрова
Роль игры в музыкальном воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Работая воспитателем, зачастую сталкиваюсь с проблемами в обучении дошкольников музыке.
Основной сложностью в работе является замкнутость ребёнка, так называемый «блок». Причиной этому является заниженная самооценка, и как итог - невозможность раскрыть свои музыкальные способности в полном объёме.
Из личного опыта хотелось бы акцентировать внимание на методах, приёмах, помогающих помочь ребёнку справиться с зажатостью, «блоками», раскрепоститься, помочь тем самым ребёнку окунуться в интересный и увлекательный мир музыки.
Публикация «Роль игры в музыкальном воспитании ребенка» размещена в разделах
Музыка в ДОУ – это начальная ступень, с которой начинается формирование музыкального вкуса у детей. Вследствие этого очень важно показать ребёнку, что с музыкой наша жизнь становиться ярче, краше, интереснее и добрее. Но не все дети готовы открыться своему педагогу с первого раза. Поэтому музыкальному руководителю очень важно учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка разработать план соответственно и всё дальнейшее обучение выстраивать в соответствии с этим. Потому как дошкольное образование – фундамент дальнейшего обучения. И от того насколько правильно его «заложат» в начале зависит насколько правильно будет восприниматься окружающий мир. Благодаря этому, опыту берёт начало у детей способности к сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творческого потенциала.
Каждый ребёнок – «творческая личность». Тут очень важно правильно подойти к её развитию. На помощь педагогам приходит ключик – игра. Казалось бы всё очень просто и легко: все дети любят играть. Игра – пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду в жизни, но это не совсем так, среди взрослых это понятие занимает немаловажную роль.
Давайте рассмотрим это понятие в более узком направлении. Музыкальная игра, как способ снять неуверенность и замкнутость ребёнка.
В первой младшей группе по возрастным особенностям детей, это основной вид деятельности. Дети с интересом увлекаясь какой – либо интересной игрушкой, синтезируя с музыкальным обыгрыванием ситуации: музыкально- ритмические движения, пение,сами того не замечая познают окружающий их мир через музыку, начинают творчески развиваться.
В такие моменты педагог должен поощрять, хвалить ребёнка, поднимая тем самым его самооценку и интерес к занятиям.
Начиная со второй младшей группы желательно подключать элементы драматизации в занятия. Проигрывая с детьми самые простейшие сказки или их отрывки, включая музыкальное сопровождение или песенное творчество, результаты не заставят себя долго ждать.
К средней группе дети становятся «артистами». Им уже знакомо такое понятие, как драматизация, им это очень нравится, они ставят уже полноценные сказки.
Практика показывает, что у детей старшего возраста хорошо развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры на музыкальных инструментах. У них очень хорошо развита фантазия, они сочиняют, придумывают свои интересные и увлекательные истории, песни, игры и даже становятся хореографами своих танцевальных постановок.
Так, продолжая играть, дети раскрепощаются, возрастает творческая активность, они очень любят импровизировать.
В подготовительном возрасте дети имеют определённый багаж знаний, умений и навыков. И применяют их не только на занятиях, но и в жизни (они танцуют поют, разыгрывают свои театральные постановки уже без помощи взрослых). Таким образом, можно проследить тенденции : дети начинают раскрепощаться, становятся свободнее и увереннее в своих действиях. Игра помогает легко и эффективно воспринимать и усваивать музыкальный материал, вызывая интерес к музыкальному искусству, а так же решает многие проблемы в воспитательном процессе.
Дети, которые замкнуты, стесняются, никак себя раньше не проявляли, меняются на глазах.
Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции.
Развивая, например, чувство ритма у детей, мы тем самым помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов. Отдельное внимание, следует обратить на речевые игры. В настоящее время очень остро стоит проблема речи у детей дошкольного возраста.
Речевые игры - одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании. Всё взаимосвязано в организме человека, в том числе и музыкальный слух развивается совместно с речевым. Такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, тембр, динамика являются характерными и для речи.
Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволит детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Ярким и удобным помощником в этом может быть методика К. Орфа. Его речевые игры, которые сопровождаются звучащими жестами (хлопками, шлепками, щелчками) прекрасно развивают чувство ритма. А ритм в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текста движениями или музицированием, способствует лучшему запоминанию.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждает детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Изготовление музыкальных инструментов своим рукам приводит детей в дикий восторг. На таких инструментах дети могут изобразить абсолютно любой звук окружающего их мира (гром, свист, шорох, ветер).
Казалось бы, всё так прост, ну что такого в том, что насыпав в пластиковые баночки различные виды круп, ребёнок обыгрывает различные моменты. Это обычная игра, ничего особенного! А на самом деле – игра – важнейший элемент музыкальной деятельности. Здесь полезны любые виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные.
Правильное построение данного вида работы, уделение внимание такому виду деятельности как игра, позволит добиться высокой результативности, а так же решит главную проблему – раскрепощение ребёнка.