Светлана Чопик
Статья «Рисуем на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития ребенка важно направлять по творческому руслу, руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М. Монтени: "ребенок чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри".
В этой статье я хочу познакомить с техникой рисования на воде в детском саду. Есть множество нетрадиционных техник, но именно эта вызвала наибольший интерес у моих воспитанников.
Публикация «Статья „Рисуем на воде“» размещена в разделах
Существуют такие способы рисования на воде как техника эбру и суминагаши, причем очень древние. Только родина суминагаши- Япония, а техника эбру пришла к нам из Турции, а еще раньше (предположительно) зародилась в древней Индии, затем перешла к персам- они-то и принесли технику эбру в Османскую империю.
Различаются эти техники и приемами и материалами. Прежде всего, суминагаши- это рисование на воде, а для эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком (нектаром) турецкого растения- эндемика гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость. Краски для обеих техник используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды.
Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы. Для начала рисования вода приводится в движение путем обыкновенного взбаламучивания рукой или любым подручным инструментом- либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы,после чего в ванночку помещается бумага. Итог такого рисования на воде- "картина" суминагаши-представляет собой лист бумаги с причудливым "мраморным" рисунком.
Техника эбру сложнее. Этот способ рисования на воде требует осторожности, аккуратности и терпения. Начинается процесс с того же, что суминагаши- в прямоугольную емкость наливается раствор- основа, но специальные краски наносятся вручную особыми инструментами. Традиционно для техники эбру эти инструменты своего рода "кисти"- изготавливают из розового дерева и конского волоса. Этими "кистями" художник работает с нерастворимой пленкой красок- смешивает цвета, растягивает, закручивает и т. д. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному (другое название техники эбру- турецкое мраморирование, но "текстура" рисунка, выполненного в технике эбру, отличается от суминагаши. С помощью тех же красок поверх мраморного рисунка фона теми же инструментами наносятся дополнительные рисунки, либо сохраняется только фон.
После помещения в ванночку листа бумаги этот фон отпечатывается на ней, затем бумага высушивается, и на нее с помощью трафарета наносится рисунок. Первые дошедшие до нас картины эбру датируются XI веком, но судя по совершенству техники, эбру как искусство зародилось еще раньше.
Некоторое подобие рисования на воде в технике эбру или суминагаши можно попробовать воспроизвести в домашних условиях. В воду для рисования эбру можно добавить немного конторского клея, краски использовать масляные. В краски тоже можно добавить клей. Разумеется,эта кустарная техника- только подобие эбру. Но тем не менее, это тоже будет рисование на воде, и результат может оказаться очень красивым и своеобразным. А главное- собственноручно выполненным и уникальным.
В своей работе за основу я брала самый обычный клейстер, не слишком густой. Краски- обычная гуашь, конечно, я немного разбавляла ее водой, чтобы краска смогла стекать густой каплей с кисти. Сначала мы учились мраморировать поверхность и использовали для этого различные материалы. Это кисть:
Раздували краску на поверхности через соломинку для коктейля:
Деревянной палочкой:
И даже расческой:
Рисунки получились поистине фантастические:
Некоторые работы можно использовать как фон для дальнейшего рисования, другие можно смело переносить на бумагу. Процесс перенесения рисунка на бумагу самый сложный и трудоемкий, ведь он требует аккуратности и выдержки. Подготовленный по размеру емкости лист бумаги надо очень аккуратно наложить на поверхность воды с краской:
Кладем лист бумаги в емкость:
очень аккуратно поправляем рукой, чтобы вся поверхность листа соприкоснулась с поверхностью воды:
И теперь так же аккуратно, не торопясь снимаем лист с поверхности воды:
Готово!Влажную работу хорошо просушиваем.
Хочу заметить, что данный процесс рисования многодневный, требует терпения. Далее готовые детские работы я проглаживала горячим утюгом и оформляла в рамочки.
Но при всем при этом, данная техника рисования вызывает желание детей воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания, развивает художественное восприятие,умение эмоционально откликаться на изображение, развивает фантазию, мышление, способность рассуждать, развивает способность концентрировать внимание.