Елена Жемчужникова
Консультация «Речь воспитателя в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ№17
Жемчужникова Е. В.
Культура речи воспитателя
«Следите за своей речью,
от неё зависит ваше будущее»
Вильям Шекспир
Главным условием для развития ребенка является общение его с воспитателем. В детском саду воспитанники, усваивая родной язык, овладевают важной формой речевого общения - устной речью. Опорой этих знаний выступает педагог. Речь воспитателя, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, но и отчётливой, интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным произнесением всех звуков. Умение интересно, в доступной форме донести до детей содержание материала является необходимым качеством речи педагога. Для педагога детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи одна из главных задач воспитателя. Он должен развить в себе идеальное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Публикация «Консультация „Речь воспитателя в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка. Речь воспитателя должна быть не только правильной, но в меру эмоциональной и доходчивой. Дети чутко улавливают, как разговаривают взрослые, они подражают, копируют. Если вслушаться, как говорят дошкольники, то непременно можно заметить, что в их интонациях присутствуют языковые особенности воспитателя. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка.
Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, должен быть знаком лексикой, грамматикой, фонетикой, помнить и о выразительных средствах морфологии, а также использовать в своей речи все богатство синонимов, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов — конструкций простых и сложных предложений. Знание синонимии родного языка поможет будущему педагогу не только улучшить собственную речь, но и научить этому ребёнка. Важность совершенствования произносительной культуры речи воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.
Недочёты, которые бывают у педагогов
1. Торопливость речи, лучше если речь протекает медленно;
2. Невнятность произношения;
3. Повышенная громкость голоса;
4. Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
5. Употребление в речи слов – паразитов;
6. Недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки;
7. Речь с особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;
8. Произнесение слов с неправильным ударением;
9. Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Одна из основных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь. Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами. Воспитатель должен помнить : чем богаче его лексический запас, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с детьми. Ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. Если воспитатель говорит тихо, дети тоже также будут говорить.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т. е. хорошую дикцию. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
3. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
4. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.
5. Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
Речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна. Язык — воплощение мысли. Чем богаче мысль, тем богаче речь. Любите ее, изучайте ее, развивайте ее! Боритесь за красоту языка, за правильность речи!
Список литературы.
Левшина Н. И. Роль речевой культуры педагога в воспитании дошкольника Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. языка, за присутствие языка, за богатство языка. М. Ф. Рыльский.
Колосова И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И. В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.
Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М. Б. Елисеева Б. М. Золик, А. Б. Черепнин, 1996.
Скворцов Л. М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л. М. Скворцов. – М. : Издательство «Знание», 1995.