Татьяна Исиченко
Консультация «Развиваем речь детей летом»
▼ Скачать + Заказать документы
Лето – важная пора для продолжения занятий по развитию речи ребенка. В отпуске: на море, на даче этой деятельностью могут заниматься родители и близкие ребенка. Для этих целей не обязательно иметь специальные книги, пособия, материалы. Основой для развития речи в полной мере может стать окружающая ребенка среда: предметы, объекты, природа.
С чего же начать?
Публикация «Консультация „Развиваем речь детей летом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Для начала можно еще раз вспомнить, что сейчас лето – самое жаркое время года. Это время, когда часто светит солнце, день длинный, а ночь короткая, на деревьях зеленые листья, земля покрыта зеленой травой, цветут цветы, появляются первые ягоды и грибы, овощи и фрукты. Дети и многие взрослые отдыхают. В жаркую погоду можно купаться, загорать. Люди легко одеваются на улицу: им нужны летние платья, шорты, футболки, сандалии, панамы.
Если Вы отправились в путешествие, то интересно будет обговорить, на чем Вы поехали, поплыли или полетели. Вспомнить, что транспорт бывает наземный, водный или воздушный. Чтобы транспорт мог перевозить людей или грузы, им должен кто-то управлять: пилот, машинист, водитель, капитан.
После посещения зоопарка можно поговорить о том, что существуют животные наших лесов, животные севера и юга. Назвать их. Например: лис – лиса – лисенок, медведь – медведица – медвежонок и т. д.
Поход в лес напомнит названия деревьев, кустарников, грибов и ягод. Поможет увидеть отличия дерева от кустарника и травы. А после интересно будет обговорить и вместе испечь брусничный пирог, сварить земляничное варенье, приготовить жареные или соленые грибы.
Пребывание на даче освежит в памяти названия овощей, выращиваемых на огороде, установит последовательность: семя, росток, взрослое растение, цветение, незрелый плод, зрелый плод, раскроет способы ухода: полив, рыхление.
Путешествие на море поможет вспомнить названия морских обитателей. Если Вы не увидели их в живую, на помощь придут картинки.
О поездке можно поговорить и после возвращения. Здесь важен и рисунок самого ребенка. Если он затрудняется рассказать о путешествии или каком- интересном эпизоде, взрослый легко поможет вопросами, выстраивающими логическую последовательность рассказа. Например: «Куда мы решили поехать? Что ты взял с собой в дорогу? На чем мы поехали? Что произошло потом? Что ты увидел? Что ты делал? Что тебе больше всего понравилось? Как мы приехали обратно?».
Также в каждую Вашу беседу с ребенком можно включить игры на развитие восприятия, памяти, образного и словесно-логического мышления. Они вполне могут быть и словесными, то есть не требовать для проигрывания каких-либо предметов, картинок. Здесь решаются не только задачи накопления словаря существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, умения правильно изменять и образовывать слова, но и развития фонематического слуха (умения воспринимать, различать звуки речи, умения делить предложения на слова и составлять предложения из слов, делить слова на слоги и составлять слова из слогов, делить слова на звуки и составлять слова из звуков).
• «Четвертый лишний» : взрослый называет (или раскладывает картинки, игрушки, предметы, ребенок называет лишний предмет. Например: «Помидор, огурец, яблоко, кабачок. Что лишнее? – «Лишнее яблоко, потому что это фрукт, а остальные – овощи». Также можно поставить более сложную задачу: например, найти лишнее слово (подобрать картинку с названием) на наличие/отсутствие определенного звука, места звука в слове, количества слогов. Например:
Рак, кот, Роза, Ромашка. – Какое слово лишнее? Объясни, почему. (Лишнее слово кот, в нем нет звука Р). Мак, макароны, мыло, дом. - Лишнее слово дом. В нем звук М последний, а в остальных словах – первый. Дом, сад, че-ре-па-ха, сон. - Лишнее слово черепаха. В нем четыре слога, а в других словах – один слог.
• «Назови ласково» : Взрослый называет предмет/объект и предлагает ребенку назвать маленький предмет или назвать предмет/объект ласково. Например: дом – домик, кот – котик, сад – садик и т. д.
• «Один – много» : Взрослый называет предмет/объект и предлагает ребенку назвать много предметов/объектов. Например: один шар – много шаров, один мяч – много мячей, одна чашка – много чашек.
• «Мой – моя» : Предлагает назвать свой предмет. Например: чашка – моя чашка, дом – мой дом.
• «Назови детеныша животного» : Например: У кошки родился котенок. У лисы родился лисенок.
• «Из какого материала сделан» : Например: «Стол из дерева какой? – Деревянный стол».
• «Загадай загадку». «Расскажи о предмете, не называя его. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. Что это?»
• «Посчитай слова в предложении». «Я назову предложение, а ты назови количество слов в нем. «Составь предложение из слов» : Например: «Составь предложение из слов: Бабушка, пироги, печь» - «Бабушка печет пироги».
• «Подели слова на слоги». «Сколько слогов в слове па-ро-воз?» - «В слове паровоз три слога».
• «Составь слово из частей» : «Какое слов составим из частей: ШИ, НА, МА» - «Машина».
• «Помай звуки». «Назови, сколько звуков в слове БАНАН?» - «В слове БАНАН пять звуков».
• «Составь слово из звуков». «Какое слово получится из звуков Д, М, О?» - «Слово ДОМ».
Эти игры и задания помогу расширить, уточнить словарь Вашего ребенка, потренироваться в звуковом и слоговом анализе и синтезе, анализе и синтезе предложений на слова. При этом, конечно же, не стоит забывать и о заданиях на автоматизацию звуков речи, которые задал логопед на летний период. И тогда осенью Вашего ребенка будет сопровождать успех на занятиях по развитию речи или в процессе школьного обучения.