Татьяна Печникова
Развитие восприятия у детей с помощью сенсорных эталонов
▼ Скачать + Заказать документы
с помощью сенсорных эталонов
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира : он способен видеть, слышать, чувствовать тепло, холод и т. д. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Публикация «Развитие восприятия у детей с помощью сенсорных эталонов» размещена в разделах
Восприятие - это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств - это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира.
Система, направленная на восприятие окружающего мира называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия служит сенсорное воспитание. Его основная задача - помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов.
Значение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец. А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений, о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность точно реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Существуют следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей различается и влияет на развитие. Это зависит от следующих факторов:
- наследственности. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными.
- состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден, то чувствительность будет снижена или отсутствовать.
- развитие органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются, как в процессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И подразумевает предоставление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей.
Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорных эталонов»
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов величины ( три величины: большая, средняя, маленькая) - метрическая система мер, (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький, и их сочетания) В обонятельном восприятии имеется место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.
В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово - название.
В раннем возрасте ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики. Овладение знаниями и умениями в этих областях, требует внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающий рамками дошкольного детства.
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений. Сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. Известно, что при недостатке впечатлений дети испытывают «сенсорный голод, ведущий к задержкам общего развития».
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведённые психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Учитывая, огромную роль сенсорного развития коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи:
1. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
3. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.