Наталья Цветкова
Развитие вокальных навыков у старших дошкольников посредством игрового распевания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие вокальных навыков у старших дошкольников посредством игрового распевания
Искусство во все времена было зеркалом всей человеческой жизни, отражением всего прекрасного на земле. Ни одно искусство не обладает таким большим зарядом эмоций как музыка, потому что она главным образом обращено к чувствам человека. Музыка, так же как литература или живопись, расширяет знакомство ребенка с миром, который его окружает. Специфика проведения занятий музыкой с детьми дошкольного возраста связана с такими особенностями как общая психофизиологическая несформированность организма ребенка, следствием которой является быстрая утомляемость от статического положения, малый объем легких, тонкие и короткие голосовые связки, потребность постоянного активного переключения внимания на различные виды деятельности, яркое воображение, склонность к игре. Именно в дошкольном периоде развития закладываются все основные навыки голосообразования, которые в дальнейшем устойчиво сохраняются всю жизнь. Целью данной работы является обоснование целесообразности развития вокальных навыков у старших дошкольников посредством применения метода игрового распевания.
Публикация «Развитие вокальных навыков у старших дошкольников посредством игрового распевания» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Элементарной музыкальной задачей, с которой следует начинать обучение детей вокальным навыкам, является использование метроритмических упражнений: марш под мелодию, тактирование под музыку, а также напев звуков, слов, песен в простом ритме. Начиная музыкальные занятия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с простых упражнений, в своей практике я не только максимально упрощаю задачу, включая в работу детей, но и таким образом начинаю формирование самых базовых чувств такта, лада.
В этом возрасте с помощью игровых форм обучения легко усваивается даже достаточно сложный материал. Игра активизирует внимание, воображение, память, способствует развитию творческих способностей старших дошкольников. Поэтому при работе с детьми очень полезно использовать понятные детям ассоциативные представления, внедрять в работу элемент игры [4].
Детская певческая деятельность может иметь ряд наиболее характерных недостатков, на которые преподаватель должен обратить особое внимание:
- у многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к «нечистому» интонированию;
- некачественная тембральная окраска;
- пропуск согласных и их искажения в закрытом слоге в конце слова;
- отсутствие эмоционального отклика на музыку [5].
Дети дошкольного возраста еще не в состоянии анализировать свои слуховые впечатления, не умеют вслушиваться в мелодию, видеть и осознавать особенности ее постройки. Поэтому целесообразно начинать обучение с сосредоточения их слухового внимания на слушании обычных звуков, также вводя в занятие элементы игры. Преподаватель всегда должен помнить психологический закон: личность и способности ребенка разовьются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Для того, чтобы работа над усвоением вокальных навыков и развитием музыкального слуха была успешной, ребенка надо заинтересовать, увлечь работой. Лучше всего начинать обучение с текстовых распевок и упражнений, вводя в занятие элементы игры. Такие художественные образы дети воспринимают лучше всего на основе текста и через текст приходят к пониманию художественных приемов пения.
В. Емельянов рекомендует на первом этапе работы по постановке голоса у детей опираться на языковые навыки, которые значительно опережают вокальное развитие. Упражнения, предложенные В. Емельяновым [3], можно использовать как пятиминутную распевку, как средство развития музыкального слуха и вокальных данных каждого ребенка на музыкальных занятиях в ДОУ.
При использовании метода игрового распевания, приступая к разучиванию песни, педагогу (музыкальному руководителю) желательно несколько раз выполнить ее самому - так дети быстрее усвоят мелодию и лучше ее запомнят. Распевая песню, полезно предложить спеть отдельную фразу одному или нескольким ученикам, достигая при этом точного ее интонирования - это активизирует слуховое восприятие всех детей, присутствующих на занятии. Сложные места надо выделить, спеть отдельно, можно в виде упражнения, как секвенцию. Для такого упражнения хорошо придумать любой интересующий детей текст. Также целесообразно учить много коротких песен, каждое занятие - новую песню, не переутомлять детей длинным разучиванием сложной песни, не пытаться в совершенстве выполнить все детали песни [6].
При игровом распевании музыкальный руководитель должен всегда помнить, что он несет ответственность за здоровье голоса каждого ребенка, а, следовательно, должен научить ребенка правильно, в единой певческой манере формировать гласные, петь, применяя высокую певческую позицию. От детского исполнительства вряд ли можно требовать художественного совершенства, потому музыкальный руководитель ставит своей целью усвоение посредством распевания первичных вокально-хоровых навыков и достижение элементарной выразительности. Процесс исполнения, прежде всего, важен для самих детей. Кроме приобретения технических навыков через него в игровой форме они передают свои чувства, мысли, учатся эмоционально реагировать на музыкальные образы
В целом, процесс распевки имеет важное значение не только для развития вокальных данных детей, но и помогает создать у них соответствующее эмоционально-психологическое настроение, чего нельзя игнорировать в работе с детским коллективом [1]. С этой целью применяются специальные распевки, короткие песни шуточного, игрового характера, такие в частности, как: попевка «Эхо» (муз. и сл. М. Картушиной, логопедические упражнения «Стрекоза и рыбка» А. Евдотьевой, пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности, игра со звуком «Волшебная коробочка», «Кузнечик» З. Я. Роот, «Дождик, дождик» Г. Науменко, «Кто придумал песенку» В. Кожухина и пр. Выполняя их, дети, играя, поют, запоминают слова, мелодию, учатся чувствовать ритм, двигаться в соответствии с ним и характером музыки, а также этими игровыми моментами создают художественный образ песни.
Дидактическая польза от игры в ходе распевания очевидна. Игровой элемент позволяет добиться многоразового распевания песни без утомления дошкольников. Соло в припеве дает преподавателю возможность медленно контролировать индивидуальное вокальное развитие отдельных детей.
В своей практике проведения занятий я использую методы игровых распевок, предложенные педагогом Евтодьевой А. А., которая в своих наработках указывает на вариации применения игр в разных частях занятия (для закрепления голосом средних и высоких звуков, например) [2]. Примерами распевок в игровой форме данного автора являются:
1. «Дюймовочка и жук» – исполняется детьми в качестве приглашения к парному танцу: в ритме танца мальчики-жуки приглашают девочек-дюймовочек, спев свои мини-партии в разных регистрах.
2.»Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Грибы», «На лесной поляне» и т. д. – используются мной в качестве игровых распевок, после которых начинается подвижная игра (например, в «догонялки»).
Игра проходит на высоком эмоциональном уровне, оживляет занятия, занимает небольшой промежуток времени при охвате нескольких тем и форм работы. Почти каждая игра может быть проведена в упрощенном или усложненном варианте. Поэтому, организуя игры с детьми старшего дошкольного возраста, надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные способности и интересы. Если дети быстро и легко справляются с задачами, можно предлагать более сложные игры и, наоборот, в случае осложнений, лучше немного дольше задержаться на простых. Разнообразные игры-распевки, объединенные одной тематикой, позволяют создать условия для разработки принципа «старое в новом» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, что имеет место в специфике предмета.
Таким образом, чем разнообразнее приемы формирования вокальных навыков, тем шире кругозор детей старшего дошкольного возраста в данной области, тем свободнее они могут пользоваться полученными знаниями и умениями. Деятельность учащихся на занятиях обязательно должна вызвать у них положительные переживания, быть привлекательной для них – эту задачу целостно помогают решить формы и методики игрового распевания.
Список использованной литературы
1. Венгрус Л. А. Вокально-хоровая работа и музыкальный всеобуч: теория, практика, методика. Хрестоматия «партитура-период» / Л. А. Венгрус, А. А. Венгрус. СПб: ИИЦ «Петроцентр», 2013. 190 с.
2. Евтодьева А. А. Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №1. С. 44–47.
3. Емельянов В. В. Развитие голоса : координация и тренинг. СПб. : Лань, 1997. 189 с.
4. Камозина О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории. Ростов н/ Дону: Феникс, 2012. 92 с.
5. Лёхина Л. Ладовые сказки, тональные подсказки. М. : Классика-XXI, 2012. 28 с.
6. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей, 1992. 270 с.