Брик Лариса Викторовна
Развитие сенсорного восприятия у детей с церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматривается комплекс мер, позволяющий ребенку с детским церебральным параличем усвоить систему общепринятых сенсорных эталонов, приобщиться к сенсорной культуре, тем самым адаптировать свой организм к восприятию окружающей действительности. Эффективность коррекционной работы по развитию сенсорного восприятия у детей напрямую зависит от раннего начала ее реализации и соблюдения принципов комплексного подхода.
Публикация «Развитие сенсорного восприятия у детей с церебральным параличом» размещена в разделах
Ключевые слова: сенсорное восприятие, зрительное восприятие, слуховое восприятие, сенсорное развитие, нарушение двигательного развития.
Сенсорное восприятие – это совокупность представлений о предметах окружающих нас каждый день и их свойствах: цвете, форме, размере, вкусе, запахе, «…онтогенез сенсорики создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития различного рода способностей…» [1].
У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и искажается в зависимости от наличия и степени сопутствующих нарушений. Это могут быть незначительные, либо тяжелые, множественные нарушения: органическое поражение мозга, двигательная депривация, нарушение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов.
Схема положения и движений тела развивается патологически. Воспроизведение простых движений вызывает огромные трудности. В связи с двигательной ограниченностью у детей затруднена манипулятивно-предметная деятельность, восприятие предметов на ощупь, зрительно-моторная координация.
Чтобы нивелировать последствия вышеописанных нарушений, необходимо целенаправленно и систематически заниматься с ребенком. Качество и результат коррекционной работы будут напрямую зависеть от того, насколько активно включен ребенок в процесс, может ли проявить доступную его физическим возможностям самостоятельность, происходит ли коммуникация с взрослым в процессе взаимодействия [2].
Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения и отслеживания появления и движения оптического объекта. Сначала необходимо стимулировать развитие зрительной фиксации взгляда малыша на своем лице, а затем на игрушке (с мягкими очертаниями силуэта, с яркой цветовой окраской, размером 7х10 см). В дальнейшем взрослый плавно перемещает объект, который ребенок отслеживает глазами. По мере продвижения оптического объекта необходимо поворачивать голову ребенка в направлении движения объекта, если он не может это сделать сам. Дальнейшее развитие зрительного восприятия направлено на формирование прослеживания взгляда за движущимся предметом (в горизонтальной, вертикальной плоскости, устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища [3].
На наиболее поздних этапах развития требуется выработка зрительных дифференцировок. Для занятийс ребенком подбираются различные материалы по цвету, величине, форме, звучанию. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям. За пределами своего дома мы ориентируемся по многочисленным признакам, которые встречаем на пути, видя и запоминая их. Слабовидящему ребенку, даже если его возят в прогулочной или инвалидной коляске, обязательно нужно описывать дома, машины, озвучивать маршрут, по которому вы идете, объяснять, почему и где вы остановились. Следует давать потрогать забор или дерево, мимо которых вы проходите, со временем, гуляя по знакомой дорожке, он сможет узнать, где именно он находится. Сопоставляя ваши слова с окружающими звуками и с тактильными ощущениями от предметов, ребенок расставит свои метки на «карте» окрестностей. Ваши слова дополнят те зрительные впечатления, которые он получает с помощью своего ослабленного зрения, и позволят ему лучше узнать мир [4].
Чтобы развить зрительное восприятие ребенка с церебральным параличом необходимо : посещать новые места, путешествовать, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, забор, машины, железную дорогу и т. д. ; окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие цвета, формы, размера; давать картинки для рассматривания – изображения природы, животных, техники; учить описывать свойства предметов, находящихся в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах; тренировать глазомер.
Исследования А. А. Добронравовой показали, что недостаточность объемных представлений приводит к тому, что у парализованного ребенка возникает неправильное представление о форме и сущности окружающих его предметов. У большинства изученных детей с ДЦП был грубо нарушен двигательно-кинестетический анализатор при сохранности зрения. У половины обследованных детей оказались нарушенными представления об объеме и соотношение плоскостного изображения с тем же объемным предметом [5].
Неумение различать и распознавать формы предметов часто становится причиной, по которой детям с церебральным параличом трудно научиться читать и писать. Поэтому очень важно не пожалеть времени и помочь ребенку почувствовать и осознать форму, научиться подбирать одинаковые по форме предметы. Знакомить малыша с различными формами нужно постепенно – изучать сначала одну форму и не приниматься за следующую, пока он полностью не освоится с предыдущей.
Вот пример, который покажет, как можно познакомить ребенка с круглой формой. Покажите малышу мяч и опишите его форму. Затем положите его на пальцы на мяч, чтобы он почувствовал его форму на ощупь. Покатайте мяч и поясните, что он катится, потому что круглый. Возьмите квадратный предмет и покажите, что углы не дают ему катиться. Подберите еще несколько круглых предметов, например, мячи разного диаметра, апельсин. Позже научите ребенка лепить шар из пластилина или теста. Покажите ему другие варианты круглых форм – кольцо для метания или любое другое. Продемонстрируйте, как сквозь него можно смотреть, просовывать предметы или одевать кольцо на них. Найдите вместе такой же круг у чашки, крышки, блюдца и кастрюли.
На прогулке обращайте внимание ребенка на предметы вокруг. Соберите несколько круглых камешков, покажите малышу круглые колеса машин и автобусов, круглые цветочные клумбы в парке и т. д. В результате он поймет, что разные предметы могут иметь одну и ту же форму, и его понимание окружающего мира расширится. Среди квадратных печений спрячьте одно круглое и попросите ребенка найти его. Смешайте круглые и квадратные предметы и предложите малышу разложить их на две кучи. Научите его рисовать круг пальцем на песке или муке, рисуйте пальцем, испачканным в краске, карандашом или мелом. Прекрасная возможность изучать цвет, размер, форму и строение поверхности – вернувшись из магазина. Разобрать покупки дома.
Когда малыш научится различать формы, отрабатывайте этот навык каждый день. Игры «Назови круглые предметы», «Выбери прямоугольные предметы» (на картинках) помогут закрепить полученные навыки.
Некоторым детям трудно удерживать предметы в руках и поднимать их, но и они способны изучать форму и готовы к этому. В обучении таких детей замечательно помогает магнитная доска. Ее можно положить на стол, установить под любым углом к плоскости или повесить на стену. Для магнитных досок выпускают фигурки и буквы разных моделей, которые легко брать и передвигать по доске.
Таким образом, ребенок научается различать предметы по форме, сортировать их, находит предметы заданной формы, например, круглой или квадратной, подбирает пары одинаковых по форме предметов, выбирает из нескольких подходящий, рассматривает его в трех измерениях, сравнивает его с заданным, подбирает форму по образцу и на ощупь, а в конце концов находит предмет заданной формы самостоятельно.
При знакомстве с величиной ребенка надо научить различать высокие и низкие предметы, ведь ребенку с церебральным параличом большую часть времени проводят на полу или на стуле, трудно в полной мере воспринимать размер и высоту предметов и сравнивать их между собой. Детям предлагаем игрушки: пирамидки, матрешки и учим складывать пирамидки и собирать матрешки, опираясь на зрительное соотнесение величины [6].
Величину, как и форму, ребенок учится различать практически. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка могут возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой-маленький» существуют частные: «длинный-короткий», «высокий-низкий», «широкий-узкий». Все эти моменты надо учитывать при проведении дидактических игр и упражнений.
Постепенно обращая ребенка внимание на параметры предметов, озвучивая их на прогулке и в повседневной жизни, можно знакомить детей с величиной. При соотнесении предметов по величине следует обратить внимание на различные их параметры. Ребенка надо научить различать высокие и низкие предметы, ведь ребенку с церебральным параличом большую часть времени проводят на полу или на стуле, трудно в полной мере воспринимать размер и высоту предметов и сравнивать их между собой. Детям предлагаем игрушки: пирамидки, матрешки и учим складывать пирамидки и собирать матрешки, опираясь на зрительное соотнесение величины.
Игра «Большой-маленький». Гуляя по улице ищем большие и маленькие предметы. Это могут быть машины, деревья, дома, животные и пр. Если вы находитесь дома, можно сравнивать различные предметы, игрушки. Игра «Широкий-узкий». Можно по заданному критерию описывать дорожки, по которым вы гуляете. Можно характеризовать одежду, которую одеваете: широкий или узкий рукав (штанина, шарф).
Важная составляющая сенсорного развития – восприятие цвета. Восприятие цвета не может быть выделено практическим путем, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой [7]. Дети узнают цвета в определенной последовательности. Описывая предметы ребенку, обязательно называйте его цвет, так он начнет различать и узнавать цвета. Сначала ребенок различает основные цвета, которые быстро начинает узнавать. Как только он научится различать основные цвета, он подбирает предметы одного цвета, называет их цвета и, наконец, определяет цвет окружающих предметов.
Не меньшее значение имеет и слуховое восприятие, которое идет в двух направлениях: восприятие обычных звуков и восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух. Развитие слухового восприятия начинают с формирования слухового сосредоточения (на голосе или звуке). Взрослый улыбаясь, лаково разговаривает с малышом, потряхивает погремушкой, добиваясь привлечения внимания ребенка. Звуковые раздражители варьируются от нерезких звуков (звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки об другую, до более громкого звучания (звук пищащей игрушки).
Дальнейшее развитие слухового восприятия направлено на формирование умения локализовать звук в пространстве. Ребенку предлагается послушать игрушки, различные по звучанию (громкие-тихие, высокие-низкие, пищащие, звенящие, а также различно интонируемый голос взрослого [8]. Используя музыкальную игрушку, ребенка учат прислушиваться к звучанию игрушки, а затем, разговаривая с ним, и к голосу взрослого. Пусть малыш отыскивает глазами источник звука. Если ребенок с двигательной патологией не может сам повернуть голову, мама делает это пассивно, т. е. сама поворачивает голову ребенка к источнику звука.
Чтобы организовать среду, развивающую слуховое восприятие взрослому необходимо придерживаться определенных требований:
- при разговоре менять тембр голоса, в зависимости от настроения, ситуации;
- читая сказки говорить с малышом разными голосами, имитируя говор персонажей;
- демонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр. ;
- учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц;
- включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;
- петь колыбельные;
- знакомить ребенка с музыкальными инструментами, интерактивными звуковыми игрушками.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о необходимости организации своевременной и систематической работы по развитию сенсорного восприятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так как дети, испытывая двигательные ограничения, не способны в полной мере самостоятельно осваивать окружающее их пространство, накапливать и перерабатывать сенсорную информацию, что приводит к недоразвитию системы восприятия и влечет за собой вторичные нарушения, в том числе и задержку психического развития.
Для преодоления барьеров развития необходимо создание особой среды, что предполагает сочетание естественных условий и качественного разнообразия стимулов, подкрепляемое эмоциональным общением с близкими взрослыми.
Список литературы
1. Введение в абилитацию детей / О. Е. Аксенова, М. С. Барсамова, Х. Бата [и др. ]. Архангельск: Правда Севера, 2009. 358 с.
2. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего школьного возраста с особыми потребностями / Н. М. Джонсон-Мартин, К. Г. Дженс, С. М. Аттрмиер, Б. Дж. Хаккер. СПб. : Каро, 2005. 336 с.
3. Запорожец А. В., Лисина М. И. Психологические проблемы развития детского восприятия // Электронная библиотека МГППУ : сайт. URL : https://psychlib.ru/mgppu/ZRv-1966/ZRv-0031.htm# S p3 ( дата обращения: 19.04.2024).
4. Клочкова Е. В. Церебральный паралич : материалы для родителей. СПб. : СПб ИРАВ, 2003. 15 с.
5. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Электронная библиотека МГППУ : сайт. URL : https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031961/LVo-117.htm# S p117 ( дата обращения: 19.04.2024).
6. Нейропсихолог в реабилитации и образовании : сборник / Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, РБОО «Центр лечебной педагогики». М. : Теревинф, 2008. 400 с.
7. Нет «необучаемых» детей : книга о раннем вмешательстве : сборник / под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой. СПб. : Каро, 2007. 345 с.
8. Финни. Н. Р., Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом : помощь, уход, развитие : книга для родителей. 4-е изд. М. : Теревинф, 2014. 333 с..
9. Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями : коррекционная работа на первом году жизни. Изд. 2-е. М. : Экзамен, 2004. 95 с.
10. Циммер Р. Компетентный малыш : руководство для родителей с многочисленными примерами увлекательных подвижных игр : от рождения до трех лет. М. : Теревинф, 2013. 150 с.