марина олюнина
Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в ходе обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Публикация «Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На современном этапе дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной человеческой деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности. ФГОС ДО расставляет новые акценты в познавательном, речевом и социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста. Познавательные интересы являются и предпосылкой освоения содержания, и его результатом и рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе. В современных исследованиях, посвящённых проблеме развития и образования детей дошкольного возраста одной из приоритетных задач является развитие любознательности, социально-коммуникативных навыков, познавательной и речевой активности, самостоятельности.
В настоящее время образование – это социальный процесс, в котором ребенок и взрослый одинаково активны. А значит, в образовании детей дошкольного возраста востребованы инновационные технологии организации образовательной деятельности, учитывающие индивидуальные интересы и способности, потребности детей и взрослых.
Проведение образовательной деятельности в занимательно-игровой форме способствует устойчивой мотивации и развитию познавательной и речевой активности детей. Применяя в современные технологии и методики, в том числе технологии развивающего обучения : ТРИЗ, Метод проектов, метод мнемотехники.
Формируя познавательные интересы ребенка эффективен проектный метод. Проектные технологии позволяют формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.
Спецификой использования проектных технологий является то, что взрослым необходимо создавать условия для возникновения идеи проекта, помогать обнаруживать проблему, возможно, даже провоцировать ее появление, вызывать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, учитывая интересы и желания самих воспитанников.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Для развития связной речи дошкольников в настоящее время всё более актуальным становится использование метода мнемотехники при разучивания стихов, составления рассказов по картине, пересказу. В своей работе мы используем мнемотаблицы созданные воспитателем и совместно с детьми при этом обсуждаем как лучше «написать» слово, каким условным значком его обозначить. Применение мнемотаблиц в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать её в памяти долгое время. Использование наглядной модели облегчает и ускоряет процесс запоминания. В жизни мы всё чаще встречаем символы, знаки, условные обозначения и умение «читать» такую информацию детям обязательно пригодится. Обучение с использованием мнемотехники развивает у детей память и речь, мышление и воображение, что обеспечивает познавательное и речевое развитие детей.
Многие годы в системе дошкольного образования используется технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) которая позволяет формировать у ребенка навыки универсальных учебных действий, то есть способности к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта, умения учиться, самостоятельно ставить учебные задачи и находить адекватные способы их решения, следовать правилам и социальным нормам поведения, проявлять любознательность, самостоятельно объяснять явления природного и социального мира, наблюдать и экспериментировать.
«Круги Луллия» с помощью кругов уточняем знания детей о признаках объектов материального мира и развитие способности давать большое количество вариантов имен признаков какого-либо объекта» количество и цифра, кто где живет, кто чем питается, слогослияние, составление предложений, рисуем сказки, смешиваем краски.
«Системный оператор» освоение детьми инструмента систематизации знаний, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признакам объектов.
Метод «Каталога» дети осваивают структуру и основные компоненты сказки, учатся составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло.
Игры «Да–Нет» - помогает учить детей задавать вопросы о предполагаемом объекте, отсекая ненужную информацию.
Метод эмпатии - учит детей принимать на себя роль животного или другого объекта и рассказывать от имени героя. Удобно использовать картинки-схемы.
Метод синектики (игра «Теремок») дети учатся менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом – знакомое, в привычном – чуждое.
Метод мозговой штурм – у детей формируется умение давать большое количество идей в рамках заданной темы, обучение критическому отношению к результатам обсуждения, умение выбрать оригинальное решение задач.
Можно сделать вывод, что современные условия жизни диктуют применение инновационных технологий в образовании и воспитании дошкольников. Представленные технологии целенаправленно активизируют познавательную и речевую активность ребенка, выпускают во взрослую жизнь мыслящих, неравнодушных маленьких граждан, способных делать самостоятельный выбор и принимать условия современного общества.