Митюрина Татьяна
Развитие познавательных способностей дошкольников. Память
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ
Развитие познавательных способностей дошкольников - память.
Все что связывает нас с этим миром – это память.
О. В. Мальцев
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. следует помнить, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. И все – таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей человека.
Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников, Память» размещена в разделах
Выделяют три типа памяти :
• наглядно – образную, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т. п. ;
• словесно – логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
• эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Память еще разделяют на два вида в зависимости от длительности хранения информации:
• кратковременную, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
• долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.
Память разделяют еще на механическую и смысловую:
• при механической памяти люди склонны к зубрежке, механическому заучиванию;
• при смысловой – к осмысленному запоминанию.
Следует помнить о том, что хорошо запоминается то, что хорошо понято.
Память бывает непроизвольной и произвольной:
• при непроизвольной памяти тот или иной материал «всплывает» в памяти, порой даже против воли человека. Оживает сцена из фильма, возникает мотив песни.
• произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Скорость заучивания у людей также разная.
Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминают музыку, у него развита слуховая память. Водители и официанты имеют высокоразвитую зрительную память. Такой памятью обладает 60% людей земного шара. У танцора, спортсмена, сапера развита двигательная память.
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненного памятью в жизни.
Каковы отличительные особенности памяти детей дошкольного возраста?
Отмечая особенности развития процессов памяти у детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на следующее:
Прежде всего, запоминание дошкольника носит еще непроизвольный характер.
Из –за этого ребенок способен «улавливать» лишь яркие, броские особенности предметов. Для того, чтобы запоминание происходило более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована взрослым в максимально доступной форме.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память.
Особую роль в развитии памяти детей начинает играть освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. Разговоры окружающих людей, а также прослушивая стихи и сказки, ребенок начинает постепенно воспроизводить их. А затем использовать выученные речевые конструкции во время общения с родственниками и друзьями.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок начинает накапливать свои собственные, личные воспоминания, связанные только с ним и его личным опытом.
Интенсивное развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте также за счет становления произвольно внимания.
Целенаправленно наблюдая за теми или иными предметами и явлениями, ребенок начинает запомнить и их отличительные черты, характерные свойства. Впоследствии эти же особенности лягут в основу и долговременной памяти.
Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти.
Для того, чтобы успешно развивать у ребёнка произвольное запоминание, можно с успехом использовать всевозможные дидактические игры. Для того, чтобы их результат был эффективен, игра должна отвечать следующим условиям:
1. Содержание игры должно вызывать у ребенка определенные эмоции и чувства.
2. Запоминаемый материал необходимо тщательно структурировать для детей. В нем должны прослеживаться простые и доступные для ребенка логические связи.
3. Залогом правильного запоминания является сформированная мотивация.
4. Необходимо периодически проверять результаты запоминания
Игры на развитие зрительной памяти :
«Что изменилось?» - разложите на столе перед ребенком несколько предметов или карточек. Дайте время запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, асами поменяйте предметы местами. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось.
«Вспомни и нарисуй» - на 1 минуту покажите ребенку картинку (чем меньше деталей, тем сложнее задание, а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
«Мемори» - перед началом игры перемешивают парные карточки и переворачивают «рубашкой» вверх. Игроки по- очереди переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и переворачивают две следующие. Если фишки не совпали, то ход переходит к сопернику. Цель игры – как можно больше набрать фишек.
Мнемотехника
Упражнения для развития слуховой памяти :
«Слова» - назвать слово и попросить ребенка придумать слово на его последнюю букву. Другой вариант называть слова на одну заранее выбранную букву.
«10 слов» - предложите ребенку запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу.
Пересказы
Заучивание песен и стихов
Развиваем ассоциативную память ребенка :
«Я знаю пять…» - повторять название чего – либо, отбивая мяч.
«Назови пару» - назвать ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп- ложка, зима – снег, затем попросите ребенка вспомнить второе слов из каждой пары в ответ на первое.
Игры для развития двигательной и тактильной памяти :
«Руки помнят» - положите в мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре, заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображение вещей которых нет в мешке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
«Марионетки» - попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг влево и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
Память имеет величайшее значение в жизни человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей деятельности человека. Так, без памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Содержание памяти используется в разных видах его деятельности: в труде, в учении, в общественной работе. Без памяти не может возникнуть воображение, развиваться фантазии. Память надо развивать, ее необходимо тренировать. Активное непосредственное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступлений, чтение монолога вслух, которые будут предлагаться детям в ближайшем будущем.
Список использованных источников
1. Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей у детей» Ярославль, «Академия развития», 1996
2. https://www.center-sozvezdie.ru/journal/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
3. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия «Этюды по истории поведения», М. ,1993
4. В. Белых «Тренируем память перед школой» Ростов – на Дону, Феникс, 2015