Эльвира Голуб
Развитие познавательного интереса старших дошкольников к многообразию животного мира Кузбасса
▼ Скачать
Аннотация : В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 42 города Кемерово реализуется проект «Животный мир Кузбасса», по развитию любознательности и познавательного интереса старших дошкольников к многообразию животного мира Кемеровской области.
Публикация «Развитие познавательного интереса старших дошкольников к многообразию животного мира Кузбасса» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Кемеровская область. Кузбасс
- Природа Кузбасса: животные, растения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Ключевые слова: животный мир, животные рекордсмены, дошкольники.
Актуальность и особенность данного проекта заключается в необходимости формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений об особенностях природы, что подтверждается ФГОС ДО, п. 2.6. [2].
Наряду с этим формирование представлений о природе родного края является основой экологического сознания, бережного отношения к природе, а также умений взаимодействовать с природой, без вреда для неё.
Новизна представленных материалов заключается в подборе и систематизации познавательного материала, адаптированного для дошкольников не только о многообразии животного мира, но и о редких и интересных животных Кузбасса.
Для достижения приоритетной цели проекта определены следующие задачи:
- познакомить детей с многообразием животного мира региона;
- познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения и питания, образа жизни некоторых зверей, обитающих на территории Кемеровской области;
- способствовать формированию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным;
- формировать познавательную активность, внимание, воображение, память;
- развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.
Для расширения представлений о животных дошкольникам предлагаются разнообразные игры: дидактические, творческие, подвижные. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающий эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам животного мира [1].
Кузбасс обладает уникальным разнообразием представителей фауны. По количеству видов животных по территории Западной Сибири Кемеровская область уступает только Алтаю.
Рассмотрим некоторые факты, подтверждающие природные особенности региона.
На территории Кузбасса отмечено обитание свыше 470 видов позвоночных животных, из них: 72 вида млекопитающих, свыше 340 видов птиц, 6 видов пресмыкающихся, 6 видов земноводных, 45 видов рыб и 1 вид круглоротых.
Интерес представляют рекордные данные:
«В горном массиве Мустаг в Горной Шории на восточном склоне встречается редкая птица высокогорий - гималайская завирушка».
«Самое древнее, самое маленькое и самое многочисленное млекопитающее, обитающее по кустарникам, кромкам болот и озер и другим местам, - землеройка-бурозубка».
«Самая неприметная из землероек называется крошечной бурозубкой. Весит всего 1,8-2,9 гр, а длина тела 40-45 мм».
«Самые распространенные пушные звери в лесах и лесостепях области – звери семейства куньих: соболь, ласка, горностай, норка, хорь».
«Самые редкие звери – из этого семейства – росомаха и выдра».
«Самый крупный олень наших лесов – лось. Имеет ветвистые рога весом до 20 кг».
«Самый маленький и крайне редко встречающийся олень – это кабарга, вес не превышает 15 кг».
«Самое древнее, самое маленькое и, пожалуй, самое многочисленное млекопитающее Кемеровской области – обитающая по кустарникам, кромкам болот и озер и по другим затененным и влажным местам землеройка-бурозубка. Самая неприметная из землероек так и называется – крошечной бурозубкой. Весит всего 1,8-2,9 граммов, а длина тела 40-45 миллиметров. Это мелкие зверьки, внешне похожие на мышей, но с мордочкой, вытянутой в виде хоботка».
«Самая крупная бабочка, которая водится на территории Кемеровской области, называется Аполлон. Бабочка достигает размаха крыльев 7-9 сантиметров. Бабочку обычно не трогают птицы. О своей «несъедобности» она предупреждает сама. Если ее потревожить, она валится на землю, распяливает крылья, демонстрируя красные пятна. При этом она скребет ножками по нижней стороне крыльев, производя шипящий звук. Сегодня Аполлон редко встречается на территории региона, он занесен в «Красную книгу Кузбасса» [3].
К поиску уникальной информации о животных Кемеровской области могут быть привлечены все участники образовательных отношений в ДОО: педагоги, воспитанники и родители. Это процесс длительный, но интересный.
Для закрепления знаний дошкольников о многообразии животного мира в ходе проекта возникла идея создания лэпбука «Книга рекордов Кузбасса. Животный мир».
В лэпбук входят дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
1. Пазлы – коробочки «Карта Кузбасса». Описание: на шести коробочках, в которых находятся игры, изображены части карты Кузбасса. Задание: рассмотри карту, выбери одну коробочку с заданием и выполни задание следующую коробочку и т. д. ; после выполнения всех заданий, собери карту.
2. Мини-книжка «Энциклопедия в кармане». Для проверки своих знаний, каждая рамка страницы обведена своим цветом, что соответствует данному животному и информации о нём.
3. Упражнение «Дорисуй животное». Задание: рассмотри изображение; дорисуй по клеткам вторую половину животного.
4. Дидактическая игра «Найди тень». Задание: рассмотри изображения животных и назови; подбери к каждому животному силуэтное изображение (тень).
5. Ребусы «Животные рекордсмены». Задание: напиши под каждой картинкой первую букву слова, прочитай название животных; познакомься с правилами игры, пригласи в игру друзей.
6. Упражнение «Собери картинку». Задание: собери картинку из деревянных палочек; назови животное.
7. Дидактическая игра «Продолжи ряд». Задание: рассмотри и выбери изображение животного, далее в чем его уникальность и рекорд в цифрах, затем составить из этих трёх карточек цепочку.
8. Дидактическая игра «Ромашка». Задание: составь ромашку: центр - среда обитания животного (водная, наземно - воздушная, почвенная, лепестки – изображение животного; расскажи, в чём уникальность каждого животного.
9. Игра «Следопыт». Задание: разложи карточки с животными и изображением следов; выбери животное, назови и найди его след; проверь себя: сравни цвет рамочки на карточках; если они одного цвета - ты нашёл правильный след.
Принимая участие в подобных играх, дошкольники тем самым проводят исследовательскую работу, включающую участие в поиске, анализе и сортировке информации, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Литература
1. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Зебзеева. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утв. приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. – М. : Аспект-плюс, 2017. – 38 с.
3. Черемнов, С. И. Сайт для творческих людей [Электронный ресурс] : - Режим доступа: https://слово-сочетание. рф/alboms/. Дата обращения: 13.03.2020.