Руднова Ольга Александровна
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных событий в развитии ребенка раннего возраста является овладение им речью. Чем понятнее он выражает свои эмоции, мысли, потребности, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Развитие речи у детей происходит в двух направлениях: пассивная речь, которая возникает уже в младенческом возрасте (малыш начинает понимать обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активная речь (самостоятельное использование слов). До определенного возраста число понимаемых ребенком слов значительно превосходит число активно произносимых, то есть преобладает пассивная речь. У некоторых детей сильно затягивается период пассивной речи. Ребенок может вплоть до двух-двух с половиной лет, и даже трёх, понимая все, что говорят ему взрослые, правильно выполняя их просьбы, не произносить ни одного слова, продолжая объясняться с окружающими с помощью лепета и жестов, либо вообще молчать. В этом случае речь продолжает развиваться за счет расширения пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования в детском саду» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.
Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его развития.
Вот почему так важно помочь ребёнку в развитии речи.
Одним из способов развития речи у детей раннего дошкольного возраста является развитие мелкой моторики рук.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому ежедневные упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Знания о том, что занятия, в которых задействованы руки и пальцы, оказывают положительное влияние на мозговую деятельность человека, пришли к нам еще из древнего Китая. Ярким подтверждением этого факта является японская акупунктура, ведь кисти рук имеют множество рефлекторных точек, которые посылают импульсы в центральную нервную систему.
Известному советскому педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Нетрадиционные техники рисования позволяют решить следующие задачи:
- развивать мелкую моторику кистей рук и тактильное восприятие;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать способность получать радость от творчества.
Существует много видов нетрадиционной техники рисования. В работе с детьми раннего возраста можно использовать следующие:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- рисование методом тычка с использованием ватной палочки;
- рисование методом тычка с использованием поролона;
- рисование методом оттиск с использованием мятой бумаги;
- рисование методом оттиск фруктами.
Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане необходимо доводить до сведения родителей для того, чтобы ребёнок имел возможность получить от них похвалу, что для него очень важно. Для этого так же используется выставка работ воспитанников.
Для развития мелкой моторики большую роль играет тесное взаимодействие с родителями. Помимо консультаций, желательно проводить мастер-классы, на которых родители рисуют вместе с детьми, что, несомненно, положительно влияет на психоэмоциональный фон ребенка.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
открывает возможности развития у них творческих способностей, фантазии, воображения. За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники.
При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи.