Мария Анципа
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
В последние годы в нашей стране можно отметить увеличение количество детей с нарушениями развития речи. Данные нарушения связаны, в первую очередь, с неблагополучием в сфере экологии, а также различными инфекциями. Поэтому формирование правильной речи в наше время является актуальной проблемой. Если учесть, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, то их необходимо выявлять и исправлять своевременно.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Однако если взглянуть в прошлое, то можно увидеть, что всегда остро стояла проблема речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В настоящее время прослеживается тенденция увеличения детей с девиацией в развитии речи, и это является одной из самых важных проблем. Дети с нарушениями речи отличаются выраженной в разной степени моторной недостаточностью, отклонениями в развитии движении пальцев рук. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Существует прямая зависимость между движением пальчиков рук и формированием речи ребенка. Именно работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту ребенка, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовить руку к письму.
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику и крупную моторику.
Развитие мелкой моторики – это тот волшебный процесс, который позволяет развивать детские пальчики и заниматься этим нужно начинать как можно раньше. Я, как воспитатель детского сада, начала работу по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста. И самой главной помощницей в этом мне стала продуктивная деятельность.
Что такое мелкая моторика? А это развитие мелких мышц пальцев рук, способность ими выполнять тонкие скоординированные манипуляции. Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Именно по уровню развития мелкой моторики рук можно судить о степени интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Именно при достаточно развитой мелкой моторики рук можно наблюдать умение логически рассуждать, высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Благодаря мелкой моторике рук у ребенка развивается интерес, познавательные способности. Это процесс интересный и полезный с точки зрения выявления перспективных способностей внутреннего мира ребенка.
Развитию мелкой моторики рук, а также координации движения рук, способствуют занятия и игры. Они стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас. При высоком уровне развития мелкой моторики рук ребенок умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память, связная речь, слуховое и зрительное восприятие, достаточный словарный запас.
Дошкольный возраст – это то время, наилучший момент жизни, когда формирование личности ребенка происходит очень быстро и когда необходимо «запустить» человеческие способности.
Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Умение координировать действия пальцев рук, выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте, а уже к 6 – 7 годам обычно заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
В том случае, если развитие мелкой моторики пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы. При задержке моторного развития, наблюдается и речевое развитие.
В настоящее время можно отметить высокий процент детей с недостаточным уровнем готовности к школе. Большее количество из этой категории детей - дети с нарушениями речевого развития.
Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук – это важный аспект в работе с детьми дошкольного возраста. Для этого необходимо выстроить систему работы с дошкольниками, выбрать методы, приемы и средства. Это пальчиковые игры и гимнастика, упражнения с различными видами круп, игры с пуговицами, прищепками; занятия со счетными палочками, работа с бумагой, трафаретами, штриховка, графические диктанты, различные дидактические игры. Новизна заключается в использовании нетрадиционных материалов и оборудования художественно - творческой деятельности для развития мелкой моторики рук, как фактора уровня развития дошкольника – будущего ученика.
Игровые ситуации также помогают успешному выполнению заданий. Фантазируя, ребенок пальчиком или палочкой рисует на цветном песке сказочных персонажей, или обводит пальчиком дорожки из различных материалов, конструируют из мелких деталей.
Очень полезно и интересно использовать в игре дополнительные материал такие, как прищепки, веревки, мячи, шарики, валика, нитки.
Все это способствует более быстрому развитию мелкой моторики пальцев рук.
В заключении могу сказать, что только целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевое развитие, а также способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это является «ключом» к успешному обучению в школе.