Олеся Енина
Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации
В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и младшие группы ДОО. Это требует качественного анализа проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного учреждения. Это подтверждается принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается право каждого человека на образование, создание условий для развития и социальной адаптации. При неправильной организации работы по адаптации у детей могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. Ведь от того, как ребенок скоро привыкнет к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, становление как личности, а также дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим проблема социальной адаптации к детскому саду на современном этапе является актуальной.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации» размещена в разделах
Важно выбрать правильные методы и приемы работы, направленные на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде. В процессе социальной адаптации ребенок приспосабливается к новым условиям, и этот процесс будет более эффективным, если учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста, функциональное состояние организма, тип нервной системы и темперамента ребенка, его психическое состояние в момент привыкания.
Наиболее эффективным является поэтапный подход психолого-педагогического сопровождения ребенка при приеме его в детский сад. Данный подход заключается в работе не только с детьми, но и с родителями и воспитателями. Работу по психологическому сопровождению адаптации детей следует выстраивать поэтапно.
Итак, первый-подготовительный этап начинается до прихода детей в детский сад. Важно познакомиться с родителями будущих воспитанников, провести анкетирование «Готовность ребенка к детскому саду». В анкете собрать информацию о том, какой у ребенка аппетит, как он засыпает и ряд других показателей, которые в дальнейшем могут повлиять на характер адаптации. Ответив на вопросы, родители смогут сами подсчитать баллы и узнать, легко или тяжело их ребенок будет адаптироваться к новым условиям. Во время подготовки к приему детей в детский сад необходимо также разработать рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми в адаптационный период. На родительском собрании провести беседу о том, как они могут помочь своему ребенку.
Второй этап-сопровождение. С момента, как ребенок пришел в первый раз в группу детского сада, начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Этот этап продолжается до момента завершения процесса адаптации. Наша задача – создать благоприятный безопасный микроклимат в группе. Проводится психолого-педагогическая диагностику ребенка в период адаптации. Для этого можно использовать таблицу «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям» Ю. А. Афонькиной, ежедневно заполнять «Адаптационный лист ребенка», чтобы выявить детей с низким уровнем адаптации, методику К. Л. Печоры «Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение», вести карту наблюдения за адаптацией. [3]. При работе с детьми для уменьшения количества стрессовых реакций необходимо использовать различные формы организации детской деятельности, известные и понятные для детей. Данные формы работы должны быть известны ребенку из личного опыта, иметь терапевтический характер, позволять отвлечь ребенка от разлуки с родителями, заинтересовать, снимать напряжение, поддерживать на стабильном уровне эмоциональное состояние. [1, с. 176]
Должны быть организованы адаптационные игры в группе, для снятия у них внутреннего напряжения. Игровые методы по подготовке ребенка к детскому саду создают изначально положительную базу для адаптации. Основной целью этих методов является формирование интереса у ребенка к детскому саду и обеспечивает его исключительно важную мотивационную роль. Это позитивная эмоция, которая необходима для формирования социальных умений. Также можно реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом. Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются: доброе отношение, расположенность педагогов и помощников воспитателя к ребенку, эмоциональная поддержка со стороны родителей, единые требования в семье и в детском саду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья, правильная организация детских видов деятельности, просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов. Одним из критериев отбора мультфильмов для данного просмотра является тот факт, что эти мультфильмы дети просматривали дома с родителями. В данном случае в процессе создания данной коллекции помощь оказывают родители. Далее, подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения. [4, с. 188]. Таким образом, при процессе адаптации детей раннего возраста интенсивно используются игры и игровые занятия, которые являются ведущим видом деятельности в данном возрасте. [2, с. 54].
На заключительном этапе проводится анализ и обработка результатов работы по адаптации детей к детскому саду. Оценивается эффективность взаимодействия с родителями, а также принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. – М: Просвещение, 2005. – 176с.
2. Адилова Л. Ролевая игра в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. – 2008. -№1.- 54-57
3. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста – Москва, 2015 с.
4. 4. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.