Татьяна Анисенко
Психолого-педагогическая подготовка родителей лишенных в родительских правах к возвращению ребёнка в кровную семью
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Психолого – педагогическая подготовка родителей лишенных (ограниченных) в родительских правах к возвращению ребёнка в кровную семью».
Т. В. Анисенко, студентка группы ППО (б)з-91 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)
Факультет психологии и социально-гуманитарных технологий
Кафедра психологии.
Аннотация
Публикация «Психолого-педагогическая подготовка родителей лишенных в родительских правах к возвращению ребёнка в кровную семью» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В данной статье речь пойдет о работе с семьями, в которых дети в силу различных негативных обстоятельств находятся в учреждениях, реабилитационных центрах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделено значимости родительского воспитания и возможности сохранения семьи посредством возврата ребенка в кровную семью из детского учреждения.
Особый акцент внимания читателей направлен на проблемное поле нарушения детско-родительских взаимоотношений, проживании ребенка в организации для детей-сирот, недостатке поддержки со стороны значимых людей, наличии страхов и агрессии, боязни одиночества, отрицательном опыте проживания воспитанников центра в своих семьях и физических наказаний. В ходе проведенного анализа, систематизации и интерпретации полученных данных, установлено, что длительное проживание детей в организации для детей-сирот стирает представления о семье, формирует сложности в представлении себя во взаимодействии с родителями, прослеживается бедность образов связанных с взаимодействием в семье.
Ключевые слова: дети оставшиеся без попечения родителей, кровная семья, родители, материнство, детско-родительские отношения, биологическая семья, восстановление родительских прав, родительская компетенция.
___
«Psychological and pedagogical preparation of parents deprived (limited) in parental rights for the return of the child to the blood family».
T.V.Anisenko, student of the group PPO(b)z-91 of the Pacific State University (Khabarovsk)
Faculty of Psychology and Social and Humanitarian Technologies
Department of Psychology.
Abstract
This article will focus on working with a family in which children, due to various negative circumstances, are in institutions, rehabilitation centers for orphans and children left without parental care. Special attention is paid to the importance of parental education and the possibility of preserving the family by returning the child to a blood family from a children’s institution.
A special focus of readers’ attention is directed to the problematic field of violation of child-parent relationships, the child’s residence in an organization for orphans, lack of support from significant people, the presence of fears and aggression, fear of loneliness, the negative experience of the center’s pupils living in their families and physical punishment. In the course of the analysis, systematization and interpretation of the data obtained, it was found that the long-term residence of children in an organization for orphans erases ideas about the family, creates difficulties in presenting oneself in interaction with parents, the poverty of images associated with interaction in the family is traced.
Keywords : children left without parental care, blood family, parents, motherhood, child-parent relations, biological family, restoration of parental rights, parental competence.
___
Организация и методика исследования
В качестве основного метода исследования применялся метод глубинных интервью.
Объектами исследования выступали родители 30–45 лет, лишенные родительских прав по решению суда, имеющие в анамнезе алкогольную или наркотическую зависимость, а так же – дети. В исследовании использована вероятностная гнездовая выборочная совокупность, предполагающая сплошной опрос всех доступных для исследования объектов, из-за их немногочисленности и трудностей установления контактов с ними по причине настороженной, оборонительной позиции к исследователю, интересующемуся их прошлой и настоящей жизнью, страха, тревожности по отношению к детям.
Цель: выявить и обосновать педагогические условия возвращения ребенка в кровную семью.
Формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и родителей, ограниченных в родительских правах либо лишенных родительских прав, на восстановление детско-родительских отношений.
В решении задач данного исследования я опиралась на опыт научной и педагогической деятельности Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, современных исследователей И. В. Бестужева-Лады, СВ. Ковалева, Т. А. Куликовой, А. В. Мудрика, А. В. Петровского, Т. И. Шульги. Существенное значение имеют работы, посвященные различным аспектам воспитания и развития ребенка в детском доме (А. С. Макаренко, Я. Корчак, А. А. Католиков, B.C., Басюк, И. В. Дубровина, Т. С. Кочкина, B.C. Мухина, A.M. Нечаева, Л. Я. Олиференко, A.M. Прихожан, Г. В. Семья, Л. К. Сидорова, Н. Н. Толстых и другие); а также исследования, раскрывающие ведущую роль ближайшего социального окружения - семьи - для нормального психического развития ребенка (Г. Крайг, Н. В. Клюева, Г. С. Красницкая, Г. В. Семья, Н. П. Иванова, Н. Я. Соловьев, В. Сатир, Г. Т. Хометаускас и другие). В исследованиях А. Н. Леонтьева, 3. Матейчик, С. Ю. Мещеряковой, В. С. Мухиной, А. В. Мудрика, видны подтверждения нашим наблюдениям о том, что чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, тем более выражены деформации его психического и социального развития. Определению ориентиров реформирования содержания работы детского дома послужили идеи гуманистической педагогики (К. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский и др.); личностного и деятельностного подходов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. С. Якиманская); педагогической поддержки личностного развития ребенка (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Ф. И. Кевля, Н. Н. Михайлова, Л. Я. Олиференко и др.); основ социально-педагогического взаимодействия с семьей (В. А. Сластенин, Н. М. Назарова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дъяконов). Анализ литературы по проблеме исследования и личный опыт работы свидетельствует о том, что потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Воспитание в условиях государственных интернатных учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - этапы, травмирующие психику ребенка, надолго разрушающие систему его взаимоотношений с окружающим миром. Если дети не попадают под опеку родственников, то они часто теряют связи с родными, находятся вдалеке от семьи, знакомых, друзей, территории, где начиналось их детство, т. е. испытывают серьезные психологические потери.
Результаты исследования.
Работа строилась на анализе характера детско-родительских отношений, во многом определяется стереотипными установками, социальными конструктами, заданными социальными, культурными, морально-нравственными и правовыми нормами, принятыми в конкретном обществе. Отношения в диаде «мать — ребенок», в свою очередь, основана в целом ряде требований и предписаний (прямых и косвенных, предъявляемых социумом на всех стадиях материнства — подготовка к зачатию, беременность, роды, уход в первые месяцы жизни — и на каждом последующем этапе взросления ребенка.
При этом определялись как теоретические, так и практические компетенции, знания как общие, так и непосредственно касающиеся актуальной ситуации их использования на данном этапе, и жизненная позиция, определяющая их реализацию в будущем. Основные оцениваемые компетенции связаны со знанием ребенка и его возрастных особенностей, семьи и собственной роли родителя, а также с уровнем открытости при взаимодействии семьи. Несмотря на уникальность каждой конкретной семьи, родители, лишенные родительских прав, обладают рядом общих социальных характеристик, которые позволяют сгруппировать их в несколько больших социальных групп на основе схожих жизненных траекторий.
• Родители, лишенные родительских прав в результате аморального, асоциального образа жизни, злоупотребления алкоголем, наркотическими веществами, криминального поведения, жестокого обращения с детьми, пренебрежения или злоупотребления родительскими обязанностями.
• Родители, лишенные родительских прав из-за длительного отсутствия по месту проживания (часто в результате трудовой миграции, устройства личной жизни, не живущие с несовершеннолетним ребенком более шести месяцев, которые передали право опеки над ним родственникам (бабушкам/дедушкам) или третьим лицам по доверенности и прекратили поддерживать контакты с ним (переехали на постоянное место жительство в другой населенный пункт; создали новую семью; их местопребывание неизвестно, др.).
• Родители (в большинстве случаев отцы, утратившие родительские права из-за злостного уклонения от содержания своих несовершеннолетних детей (невыплаты алиментов).
• Родители, лишенные родительских прав в силу сложившихся жизненных обстоятельств (несовершеннолетнее материнство, развод, потеря близких, депрессия, проблемы со здоровьем, длительное лечение и т. д.).
Анализ глубинных интервью респондентов позволяет утверждать, что представители двух первых групп крайне редко восстанавливают родительские права по причине полной деградации личности, снижения морально-нравственных норм, искажения системы ценностных ориентаций. Третья группа родителей, как правило, также имеет крайне низкую мотивацию на восстановление родительских прав из-за формирования уверенности, что «так будет лучше всем». Представители четвертой группы (довольно немногочисленной в исследовании) выразили желание восстановить свои родительские права в связи с трагическими событиями — гибелью матери и угрозой помещения ребенка в детский дом.
В ходе анализа и интерпретации результатов исследования были выявлены
две наиболее типичные стратегии поведения женщин-респондентов: первая связана с самоидентификацией с материнством, которая позволила выявить прямую корреляцию между ценностью родительства и возвращением права опеки над ребенком :
- чем сильнее самоидентификация с ролью родителя, тем более вероятно возвращение ребенка в биологическую семью.
Вторая стратегия демонстрирует сознательный отказ женщин от материнства
и родительства под влиянием трудной жизненной ситуации; характеризуется самооправданием собственного поведения, идентификационным кризисом личности, граничащим с глубокой деградацией.
Основными трудностями, затрудняющими процесс восстановления родительских прав, выступают: наличие специфических социально-психологических особенностей самих родителей, в частности инфантилизм; низкий уровень самоконтроля и нереалистичная оценка собственного поведения; рецидивы алкоголизма / наркомании; низкий уровень мотивации к возвращению ребенка в семью; форма устройства ребенка (в случае с родственной опекой выявлен самый низкий уровень мотивации к восстановлению родительских прав); кризис самоидентификации личности, самооправдание несостоятельности выполнения родительских ролей.
Заключение.
Воспитание в кровной семье – неотъемлемое право каждого ребёнка. Забота и внимание родителей являются наиболее важными факторами развития гармоничной личности. Именно в этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются жизненно важные потребности детей.
К сожалению, не все родители, которые были лишены прав, способны изменить трудную жизненную ситуацию. Многие изначально не обладают тем ресурсом, который позволил бы родителям, справиться с проблемой. Но всё чаще осознание материнских и отцовских чувств меняет взрослых, заставляет задуматься о необходимых переменах в жизни семьи. И тогда появляется шанс восстановить семью.
Возвращение ребенка в кровную семью – одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. Только семья может обеспечить ребенку необходимые знания, умения и навыки. Для восстановления семейных отношений крайне необходимо проводить своевременную социальную работу, как с родителями, так и с детьми. Специалисты должны учитывать различные особенности семейных ситуаций при возвращении детей. Каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.
Библиографический список:
1. Рындина Е. Н. Педагогические условия возвращения воспитанника детского дома в кровную семью : дис…канд. пед. наук: 13.00. 01: защищена 22.10.07 Москва, 2007.
2. Микляева А. В., Румянцева П. В. «#Онажемать» : имплицитные социальные представления о материнстве в современном российском интернет-дискурсе. Женщины в российском обществе, 2018
3. Саралиева З. Х. Семья – клиент социальной работы: уч. пособие для студентов вузов. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003.
4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU