Ксения Горбунова
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ"
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Публикация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — это один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Это связано с тем, что труд педагога отличает :
• высокая эмоциональная загруженность,
• большая ответственность за жизнь и здоровье детей, за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков,
• необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении,
• лавинообразное увеличение документации,
• новые требования, зачастую неконкретные и расплывчатые, введение новых образовательных стандартов и др.
Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций. С другой стороны, профессия педагога относится к духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.
Эмоциональное выгорание - синдром, характеризующийся, с одной стороны - истощением, с другой - деперсонализацией, и с третьей стороны - понижением профессиональной самооценки. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает безответственное, циничное отношение к труду. В частности, в дошкольном образовании деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к воспитанникам.
несколько моделей эмоционального выгорания, объясняющих данный феномен.
Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором, а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели, риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.
Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.
Третья составляющая эмоционального выгорания - редукция личностных достижений - может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т. д.
Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии. Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).
Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:
• физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
• аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);
• поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).
Направления психологической поддержки педагогов ДОУ.
Содержание работы по данной проблеме находит отражение в основных направлениях деятельности:
1. Диагностическое направление - проведение индивидуальной и групповой диагностики на выявление симптомов эмоционального «выгорания» у педагогов ДОУ с использованием следующих методик:
• методика определения психического выгорания А. А. Рукавишникова;
• методика диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой);
• методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» В. В. Бойко.
2. Просветительское направление - знакомство педагогов с дан ной проблемой посредством курса лекционных занятий следующей тематики: «История возникновения понятия «эмоциональное выгорание», «Определение и характерные признаки синдрома «эмоциональное выгорание». В построении системы работы на данном этапе психологической поддержки педагогов, на мой взгляд, должно стать информирование воспитателей и специалистов о том, что проблема профессиональной дезадаптации и эмоционального выгорания существует и вызвана объективными причинами – работой в сфере «человек – человек». При таком сообщении нужно ограничиться упоминанием только тех симптомов, которые не будут выглядеть угрожающими. Также необходимо сообщить о том, что «синдром сгорания» представляется в виде изменений в состоянии и личности профессионала, того, что отражается на личности человека и его работе. Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону. Симптомы «сгорания» выступают как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома. Ознакомление педагогов с признаками эмоционального выгорания можно организовать в виде тренингового занятия.
Целесообразно на информационном стенде разместить методические рекомендации с характерной для этого направления тематикой (упражнения на снятие усталости и пр.).
3. Коррекционное направление - коррекция симптомов эмоционального «выгорания» с помощью тренингов, ролевых и деловых игр с включением релаксационных упражнений «Снятие напряжения в 12 точках», «Я в лучах солнца» и др. Необходимо посвятить силы накоплению ресурсов для изменения. Подойдет метод публичного поощрения педагогов. Важна работа по сплочению коллектива (участие в спортивном празднике, совместная поездка, празднование дней рождения).
Когда в коллективе установится атмосфера безопасности, психологам можно включаться и предлагать педагогам участие в тренингах. Здесь есть вероятность столкнуться с сопротивлением некоторых педагогов. Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.
4. Профилактическое направление - реализация превентивных программ-тренингов, ориентированных на предупреждение возникновения и развития эмоционального «выгорания» (с использованием элементов самодиагностики, дыхательной гимнастики, арттерапии). Например, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам). Одним из направлений работы по профилактике эмоционального «выгорания» является овладение педагогами методами психической саморегуляции. Высоким уровень психической саморегуляции повышает стрессоустойчивость и снижает риск возникновения «выгорания».
Мероприятия по профилактике и коррекции эмоционального «выгорания» педагогов должны стать важной составляющей в работе администрации и педагога-психолога с педагогическим коллективом каждого дошкольного учреждения. А руководитель дошкольного образовательного учреждения должен создавать оптимальный климат для работы всего педагогического коллектива, в котором преобладает заинтересованность профессиональной деятельностью, уважение, где признается индивидуальность и самостоятельность каждого специалиста. Это будет способствовать повышению самоуважения, чувства собственного достоинства и психологического самочувствия педагогов.