Ершова Ольга
Профилактика плоскостопия, применение нетрадиционного оборудования при проведении утренней гимнастики в детском саду
Статья «Профилактика плоскостопия, применение нетрадиционного оборудования во время проведения утренней гимнастики в детском саду».
Автор: Ершова Ольга Александровна, воспитатель ГБДОУ Детский сад №64 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Публикация «Профилактика плоскостопия, применение нетрадиционного оборудования при проведении утренней гимнастики в детском саду» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Плоскостопие –очень распространенное заболевание. Многие взрослые жалуются на боли в стопах, мышцах и суставах ног, кроме того, плоскостопие чревато развитием в более зрелом возрасте болезней опорно-двигательной системы и даже внутренних органов.
Если посмотреть медицинскую литературу, то можно увидеть перечисление множества причин и факторов, влияющих на возникновение и развитие заболевания стоп. Но И. С. Красикова – автор книг по лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей – в своей книге «Плоскостопие. Профилактика и лечение» называет основную причину появления плоскостопия : «неправильное физическое развитие в годы раннего детства». Она пишет, что врожденное плоскостопие встречается достаточно редко, такой диагноз ставится ортопедами еще в первые дни жизни ребенка, требует безотлагательного ортопедического и хирургического лечения. А в основном, у детей дефекты стоп развиваются медленно, годами, и, следовательно, их можно предупредить.
Для того, чтобы предупредить плоскостопие, надо обеспечить условия для развития у ребенка различных двигательных навыков, а также создать условия для общего оздоровления ребенка. Сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия.
В дошкольном возрасте особенно интенсивно «строятся» нижние конечности ребенка. Как показывает практика, в городских условиях родители уделяют мало внимания профилактике плоскостопия, в лучшем случае заказывают стельки или ортопедическую обувь. Но что можно предпринять в плане профилактики заболеваний стоп в условиях детского сада? Не так уж и мало, как может показаться. В течение дня, при проведении физкультминуток, на прогулке, после дневного сна – всегда можно выполнить с детьми 1-2 коротеньких упражнения для стоп.
В детском саду утро начинается с утренней гимнастики. Это как раз то время, когда возможно уделить достаточно внимания профилактике плоскостопия. Конечно, дети вряд ли станут просто по команде взрослого каждый раз выполнять «скучные» упражнения. Можно два-три раза в неделю предлагать детям игровой комплекс упражнений под музыку, детские песенки, применять на утренней гимнастике нетрадиционное оборудование для формирования положительного эмоционального отклика на предложенные игры-упражнения.
Мною разработан комплекс игровых упражнений с применением нетрадиционного оборудования. Комплекс выполняется без обуви, в носочках (колготках).
1. Музыкально-подвижная игра для разминки. Е. Железнова «Бурый медвежонок». Время выполнения 1:22 минуты.
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать. (1)
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать. (1,2)
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки! (3)
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать. (1)
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать. (1,2)
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики! (4)
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать. (1)
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать. (1,2)
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки! (3)
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики. (4)
1 – Ходьба на месте на наружных краях стоп
2 - Потираем животик круговыми движениями
3 - Прыгают девочки
4 - Прыгают мальчики
Во время проведения игры следует обратить внимание детей на постановку стоп «медвежонка», показать правильное положение: стопы должны стоять параллельно, ноги на ширине плеч.
2. Музыкально-подвижная игра-упражнение «Пяточка-носочек». Время выполнения 1:34 минуты.
Пяточка носочек (руки на пояс, касаемся пола поочередно пяткой и носочком)
Раз, два, три!
Пяточка носочек (руки на пояс, касаемся пола поочередно пяткой и носочком)
Раз, два, три!
А теперь потопаем, (движения по тексту)
Ручками похлопаем,
А еще попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
Покружились вправо раз, (руки на пояс, ходьба вокруг себя на носочках, спина прямая)
Покружились влево два
Ну и снова еще раз повторяем этот пляс. (на проигрыш руки на пояс,
перекатываемся с пятки на носок)
Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на ровную, прямую спинку, четкую смену движений «пяточка» и «носочек», носочек тянем.
3. Музыкально-подвижная игра-упражнение «Гуси». И. Конвенан «Гуси» (альбом «Облака»). Время выполнения 1:21 минуты.
Дети «превращаются» в гусей.
Ходьба «гусиным шагом» (в приседе) под музыку.
В этом упражнении важно особое внимание уделять качеству выполнения движения, не торопиться, характер музыки этому способствует, дети движутся каждый в своем темпе.
4. Музыкально-подвижная игра-упражнение «Цирк». Музыка для цирка (например, Кубик-рубик). Время выполнения 1:04 минуты. Оборудование : а) картонная дорожка шириной 15-20 см, б) картонная дорожка-елочка шириной 25-30см, в) дорожка из массажных ковриков.
Дети «превращаются» в цирковых гимнастов.
А) Ходьба по узкой дорожке под музыку. Упражнение приучает к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы.
Б) Ходьба по дорожке-елочке (веточки-полоски под углом 20-30 градусов).
В) Ходьба по дорожке из массажных ковриков.
Во время упражнения дети не должны торопиться, следить за положением ступней ног: для узкой дорожки ноги не должны ступать за край дорожки (мы «гимнасты», для «елочки» - наступаем строго на нарисованные веточки.
5. Музыкально-подвижная игра-упражнение. Е. Железнова «Крокодил». Время выполнения 1:13 минуты.
Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях, изображают «крокодила» : ноги «ползут» вперед за счет сгибания и разгибания пальцев. На проигрыш, когда крокодил «устал», распрямляют ноги, попеременно сгибают и разгибают стопы под музыку.
Во время выполнения этого упражнения дети учатся точно выполнять движение ног вперед, но необходимо следить за тем, чтоб ноги излишне не напрягались. Во время «отдыха» крокодила стараться ритмично выполнять движения. Эта игра очень нравится детям из-за своей необычности, дети охотно «перевоплощаются», изображают крокодила.
6. Музыкально-подвижная игра-упражнение. Георге Виеру «Ёжик и барабан». Время выполнения 1:38 минуты. Оборудование : резиновые массажные мячики-«ежики» по количеству детей.
Дети садятся на стульчики, катают массажный мячик попеременно одной и другой ногой.
Здесь воспитатель поначалу предлагает сам сменить ногу, но затем, когда песенка становится знакомой для детей, те дети, которые внимательно слушают, могут уже самостоятельно менять ногу на следующем куплете.
В конце игры можно предложить способ возвращения мячиков воспитателю: ловко забросить мячик в коробку для хранения мячей.
7. Музыкально-подвижная игра-упражнение «Веселые обезьянки». Муз. А. Варламов «Веснушки» (можно включить любую другую подвижную музыку). Время выполнения 3:36 минуты. Оборудование : а) платочки по количеству детей б) кегли по количеству детей.
Дети сидят на стульчиках, «превращаются» в веселых обезьянок, пальцами ног
а) попеременно захватывают и удерживают платочек
б) двумя ступнями захватывают и удерживают кеглю.
За это время ( 3:36) можно провести два упражнения а) и б).
Эта игра особенно нравится детям. Привлекает возможность почувствовать нестандартные возможности своего тела, поистине «превратиться» в обезьянку, продемонстрировать друзьям свою ловкость! Здесь можно предупредить детей: обезьянка висит на дереве, две передние лапки заняты, поэтому руками мы себе не помогаем. После небольшой тренировки у детей довольно ловко получается захватывать платочек.
В конце игры можно предложить способ возвращения платочков воспитателю: за два соседних кончика, в расправленном виде! Это еще одна возможность потренировать координацию движений, особенно детей младшего и среднего возраста.
Предполагается, что эти упражнения можно выполнять частично, составив из них небольшой комплекс, со временем чередуя разные упражнения.
Кроме того, во время выполнения игр-упражнений комплекса достигается развитие следующих навыков: дети учатся слушать внимательно музыку, слова песенок, сочетать свои движения с текстом, ритмом, координировать движения своего тела.