Багдасарян Айкануш Армавировна
Профессиональная деятельность и функции тьютора в сопровождении обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Тьютор (англ, tutor) — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личную образовательную траекторию). Тьютор — исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в учреждениях системы дополнительного и непрерывного образования.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа тьютера. Тьюторство
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тьютор — педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает выбор и построение/выполнение индивидуальной образовательной программы.
способствует формированию у обучающихся (студентов, слушателей) способности к самостоятельному действию — оказывает помощь в осознании неопределенности наличной ситуации, планировании шагов по достижению образа будущей профессиональной деятельности, ориентации в существующих информационном и образовательном пространствах в контексте поставленной задачи, выстраивании партнерства и взаимодействия с другими обучающимися (студентами, слушателями) и преподавателями, а также для решения своих задач, анализе и переоценке значимости своих результатов и целей;
помогает обучающимся (студентам, слушателям) в построении индивидуальной образовательной траектории — выборе элективных курсов, тем учебно-научного исследования, осуществляет консультации при подготовке к проведению групповых занятий- практикумов (тьюториалов);
оказывает помощь обучающимся (студентам, слушателям) в выполнении аттестационных работ разных типов, проводит их проверку и оценку, помогает в решении академических или личных проблем, связанных с обучением;
оказывает психологическую и педагогическую поддержку обучающимся (студентам, слушателям, проводит профессиональную ориентацию и консультирование по вопросам карьеры, в том числе самоопределения в случае выбора научной карьеры, поступления в аспирантуру/магистратуру и т. д. ;
оказывает поддержку в дистанционном образовании;
способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, используя различные педагогические приемы и технические средства, фиксирует динамику познавательных интересов обучающихся (студентов, слушателей);
участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
Исторически тьюторство зародилось задолго до наших времен как форма наставничества, о которой можно говорить, начиная с XIV в. Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи.
Тьюторство — это педагогический способ работы, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу. Педагог работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ (траекторий). Главное: тьюторство в отличие от всего остального напрямую работает с индивидуализацией человека, когда признается право на разное учебное содержание, для каждого свое. Для педагогического сознания это сложная задача, это отказ от того, что все должны усваивать одно и то же, т. е. «учить всех» и «учить каждого». В современной ситуации тьюторство ищет и осваивает новые формы институционализации.
В России слово «тьютор» появилось более 20 лет назад и рассматривалось как функция специалиста, сопровождающего ученика в создании индивидуальной образовательной программы в частных и внешкольных образовательных учреждениях.
Рассматривая сущностную характеристику профессиональной деятельности тьютора в сопровождении обучающихся, следует отметить, что основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.
Тьютор в своей профессиональной деятельности решает ряд задач, в частности:
• оказание помощи обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;
• создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий);
• обучение проектированию индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) и планированию деятельности по ее реализации как в рамках вуза, так и после его окончания;
• помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации индивидуальных учебных программ (ИУП);
• организация стимулирования разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в вузе и вне его;
• оказание помощи в сборе информации об образовательных ресурсах вуза, школы, учреждений культуры, района, области, страны, сети Интернет, которые могут быть использованы обучающимися при обучении по планируемой ИОТ на всех ступенях образования;
• психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП;
• мониторинг эффективности реализации ИОТ;
• оказание помощи в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП;
• формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам создания и реализации образовательных и профессиональных траекторий.
Деятельность тьютора регламентируется положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью знаний технологий работы с портфолио, проектного, группового и индивидуального консультирования, тренинговой и коучинговой, социальных и профессиональных проб, а также информационных технологий.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся. В процессе организации деятельности тьютор : составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы; организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися; ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся; отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимых ими исследованиях; заполняет раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся; подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей; представляет администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации.
Характеризуя профессиональную деятельность тьютора, следует отметить, что он имеет ряд прав, которые должны быть соблюдены в той организации, где он осуществляет свою деятельность :
представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;
получать от администрации и работников образовательной организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
требовать от руководства образовательной организации или учреждений культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей;
принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;
совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;
участвовать в работе методического объединения тьюторов;
сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;
повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.
Наряду с правами тьютор несет ответственность:
за нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора;
жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
нарушение профессиональной и педагогической этики;
некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, работающими с закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных МО, кафедр, родителями, администрацией образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности учащегося, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.