Получи документы

Профессиональная деятельность и функции тьютора в сопровождении обучающихся

Багдасарян Айкануш Армавировна
Профессиональная деятельность и функции тьютора в сопровождении обучающихся

Тьютор (англ, tutor) — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личную образовательную траекторию). Тьютор — исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в учреждениях системы дополнительного и непрерывного образования.

Тьютор — педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает выбор и построение/выполнение индивидуальной образовательной программы.

способствует формированию у обучающихся (студентов, слушателей) способности к самостоятельному действию — оказывает помощь в осознании неопределенности наличной ситуации, планировании шагов по достижению образа будущей профессиональной деятельности, ориентации в существующих информационном и образовательном пространствах в контексте поставленной задачи, выстраивании партнерства и взаимодействия с другими обучающимися (студентами, слушателями) и преподавателями, а также для решения своих задач, анализе и переоценке значимости своих результатов и целей;

помогает обучающимся (студентам, слушателям) в построении индивидуальной образовательной траектории — выборе элективных курсов, тем учебно-научного исследования, осуществляет консультации при подготовке к проведению групповых занятий- практикумов (тьюториалов);

оказывает помощь обучающимся (студентам, слушателям) в выполнении аттестационных работ разных типов, проводит их проверку и оценку, помогает в решении академических или личных проблем, связанных с обучением;

оказывает психологическую и педагогическую поддержку обучающимся (студентам, слушателям, проводит профессиональную ориентацию и консультирование по вопросам карьеры, в том числе самоопределения в случае выбора научной карьеры, поступления в аспирантуру/магистратуру и т. д. ;

оказывает поддержку в дистанционном образовании;

способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, используя различные педагогические приемы и технические средства, фиксирует динамику познавательных интересов обучающихся (студентов, слушателей);

участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Исторически тьюторство зародилось задолго до наших времен как форма наставничества, о которой можно говорить, начиная с XIV в. Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи.

Тьюторство — это педагогический способ работы, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу. Педагог работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ (траекторий). Главное: тьюторство в отличие от всего остального напрямую работает с индивидуализацией человека, когда признается право на разное учебное содержание, для каждого свое. Для педагогического сознания это сложная задача, это отказ от того, что все должны усваивать одно и то же, т. е. «учить всех» и «учить каждого». В современной ситуации тьюторство ищет и осваивает новые формы институционализации.

В России слово «тьютор» появилось более 20 лет назад и рассматривалось как функция специалиста, сопровождающего ученика в создании индивидуальной образовательной программы в частных и внешкольных образовательных учреждениях.

Рассматривая сущностную характеристику профессиональной деятельности тьютора в сопровождении обучающихся, следует отметить, что основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.

Тьютор в своей профессиональной деятельности решает ряд задач, в частности:

• оказание помощи обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации;

• создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий);

• обучение проектированию индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) и планированию деятельности по ее реализации как в рамках вуза, так и после его окончания;

• помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации индивидуальных учебных программ (ИУП);

• организация стимулирования разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в вузе и вне его;

• оказание помощи в сборе информации об образовательных ресурсах вуза, школы, учреждений культуры, района, области, страны, сети Интернет, которые могут быть использованы обучающимися при обучении по планируемой ИОТ на всех ступенях образования;

• психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП;

• мониторинг эффективности реализации ИОТ;

• оказание помощи в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП;

• формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам создания и реализации образовательных и профессиональных траекторий.

Деятельность тьютора регламентируется положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью знаний технологий работы с портфолио, проектного, группового и индивидуального консультирования, тренинговой и коучинговой, социальных и профессиональных проб, а также информационных технологий.

Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся. В процессе организации деятельности тьютор: составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы; организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися; ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся; отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимых ими исследованиях; заполняет раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся; подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей; представляет администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации.

Характеризуя профессиональную деятельность тьютора, следует отметить, что он имеет ряд прав, которые должны быть соблюдены в той организации, где он осуществляет свою деятельность:

представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности;

получать от администрации и работников образовательной организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

требовать от руководства образовательной организации или учреждений культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;

принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей;

принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции;

совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора;

участвовать в работе методического объединения тьюторов;

сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции;

повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя.

Наряду с правами тьютор несет ответственность:

за нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора;

жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;

нарушение профессиональной и педагогической этики;

некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, работающими с закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных МО, кафедр, родителями, администрацией образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности учащегося, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.

Публикации по теме:

Конспект НОД по валеологии «Функции кожи» Программные задачи: - дать элементарные знания о функциях кожи: защитная, впитывающая и т. д. ; -знать, почему нужно содержать в чистоте кожу,.

Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профессиональная деятельность и функции тьютора в сопровождении обучающихся
Опубликовано: 13 сентября 2024 в 12:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профессиональная деятельность и функции тьютора в сопровождении обучающихся» (включая файлы) размещена пользователем Багдасарян Айкануш Армавировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15-17 сентября. Российские дни леса

С 15 по 17 сентября отмечается масштабный экологический праздник – Российские дни леса. А в третье воскресенье сентября празднуется День работников леса. Это профессиональный...

14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД