Алёна Осипова
Потенциал сказки в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Потенциал сказки в духовно-нравственном развитии ребёнка дошкольного возраста
Осипова А. А
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста - одна из сложных и актуальных проблем современности, которую решают как воспитатели, так и родители. Оно способствует формированию у детей объективного взгляда на жизнь, организует устойчивое и благоприятное развитие личности ребенка. Кроме того, духовно-нравственное развитие обеспечивает целостность и гибкость воспитательного воздействия взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также взаимодействия детей друг с другом.
Публикация «Потенциал сказки в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Но между тем в последнее время в средствах массовой информации все чаще говорят о нравственном кризисе. Этот кризис проявляется, прежде всего, в связи с потерей представлений о семье, прекращением следования социальным нормам, доминированием материальных и рыночных ценностей над духовными. Просмотр современных мультфильмов, частые занятия за компьютерными играми искажают представления детей о гражданстве, патриотизме, доброте, милосердии, справедливости. Ценностная деформация порождает детскую жестокость, агрессивность детей по отношению друг к другу, а также к близким им людям.
К. Д. Ушинский рассматривал духовно-нравственное воспитание личности как целенаправленный процесс, включающий в себя: формирование человеческой воли, морального сознания, нравственных привычек, ответственности, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. По его мнению, задача нравственного воспитания, заключается в необходимости объединения всех этих качеств в целостную систему. К. Д. Ушинский считал, что основа нравственного воспитания заключается не в «кодексе поведения», а в создании внутреннего направления личности. Его поведение вытекает из внутреннего отношения личности. [4, с. 34]
Исследователи отмечают, что именно в период дошкольного детства у ребёнка происходит формирование нравственного облика личности, что включает как первоначальные этические представления, так и основы нравственного поведения и моральных норм. Этот период можно считать сензитивным для усвоения морально-нравственных представлений и ценностей.
Моральное развитие в дошкольном детстве основывается на трё х взаимосвязанных сферах: развитие нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. Дети в этом возрасте изучают базовые этические знания (о том, что хорошо, а что плохо, они формируют первичные моральные суждения, идеи и оценки, первоначальное понимание социального значения моральных норм. Дошкольники легко смогут объяснить, кого можно назвать грубым, трусливым, жадным, вежливым. Они понимают, почему следует почитать старших, поддерживать младших, не беспокоить других в то время, когда они чем-то заняты и т. д. Кроме того, эмоциональная отзывчивость взрослых становится основой для формирования у дошкольника нравственных чувств : удовлетворенности добрыми делами, одобрения, разочарования от замечания и недовольства взрослого. В дошкольном детстве также наиболее характерно формирование отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, умения проявлять заботу и внимание. [3, с. 99]
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания дошкольников являлась предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и российской педагогики и психологии. В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. В. Запорожец,Ж. Пиаже, Э. Эриксона мы находим указание на то, что формирование высших нравственных чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм, требований и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним контролем личности, содержанием мотивирующего поведения. В результате у ребенка формируется своеобразная система ценностей, мер, стандартов, сравнение с которыми определяет его эмоциональную оценку явлений.
Наиболее распространенными способами формирования и развития нравственных представлений у детей являются : художественная литература, картины, книжные иллюстрации, этические беседы и уроки музыки. Однако, самым доступным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников является сказка. Она сопровождает ребенка с раннего возраста. Именно с неё он начинает свое знакомство с миром литературы, с миром человеческих отношений и всего окружающего мира. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и чувствами. И не только знает, но и может выражать собственное отношение к добру и злу. Сказка представляет детям поэтическое и многогранное изображение своих героев, оставляя место для фантазии. Духовно-нравственные принципы, представленные в образах героев, фиксируются в жизни ребёнка, проявляются в отношениях с близкими и превращаются, согласно психическим законам и процессу интериоризации в нравственные нормы, управляющие желаниями и действиями ребёнка. Любая сказка оказывает влияние на социально-педагогический эффект: она учит, воспитывает, предупреждает, поощряет активность и даже лечит. Другими словами, потенциал сказки гораздо богаче, чем ее художественно-образное значение. Сказка является одним из важнейших морально-педагогических средств развития личности. [1, с. 128]
Для того, чтобы повысить влияние сказки на духовно-нравственное развитие дошкольника, необходимо организовать правильный способ ознакомления с ней ребенка, соответствующий его возрасту и социально-психологическим характеристикам. На наш взгляд, наиболее эффективными средствами формирования духовно-нравственных убеждений, будут те, которые не просто знакомят ребёнка с ними, но и вовлекают в действия.
Доступным и распространенным способом знакомства детей со сказкой является чтение воспитателя, то есть буквальная передача текста. В момент чтения, даже аккуратное обращение с книгой будет является положительным примером для детей.
Эффективным методом ознакомления детей со сказкой является рассказывание т. е более произвольная передача текста. При рассказывании может сокращаться текст, меняться слова, включаться пояснений, обсуждение и так далее. Главное в этом методе является эмоциональная окраска пересказа, способствующая возникновению интереса и разнообразию чувств у детей. Выразительность и артистизм рассказчика ещё более повышает внимание детей при прослушивании сказки и увеличивает их эмоциональную вовлечённость. Благодаря этому методу достигается максимальный контакт с детьми. Выразительность образуется разнообразием интонаций, мимики, жестами. Все эти приемы нацелены на то, чтобы дети представляли себе живой образ, еще более актуализируя когнитивный процесс воображения, а также различные каналы восприятия.
Закрепляющий метод- повторное чтение. Уместно повторить маленькую сказку, которая сразу же заинтересовала детей еще несколько раз. Из большой сказки можно перечитать выдержки, являющиеся значимыми. Для достижения более глубокого восприятия и предотвращения забывания, необходимо повторить этот материал на других занятиях.
Одной из форм активного восприятия сказки является драматизация. Благодаря ей ребёнок принимает на себя роль сказочного героя. Этот метод способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в себе, самостоятельность, артистичность. Драматизация используется в сочетании с другими техниками только после пересказа или чтения, когда дети частично поняли содержание сказки.
Широко распространенным приемом, способствующим лучшему пониманию текста, является рассмотрение иллюстраций в книге. Иллюстрация представляет собой рисунок, который относится к определенной части текста и поясняет некоторый её момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но только после прочтения. Нужно учить ребенка внимательно рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев прочитанной сказки.
Еще один прием - беседа по сказке. Это комплексный метод, часто включающий в себя ряд простых техник – вербальных и визуальных. Различают вводную беседу перед прочтением сказки и короткий, заключительный разговор после её прочтения. Во время заключительного разговора важно обратить внимание детей на нравственные качества персонажей, на мотивы их действий.
Существует определенная связь между восприятием морали сказки и нравственными проявлениями детей. Если идея, моральные качества и действия сказочных персонажей соотносятся с позитивными моральными выражениями в детском коллективе, их моральными качествами, то дети понимают их легче, их реакции становятся более яркими и разнообразными, и наоборот.
Итак, духовно-нравственное развитие является важной частью жизни дошкольника. Поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, представления о том, что хорошо, а что плохо. Развить эту систему ценностей у детей можно с помощью сказки, когда дети на примере героев смогут понять и сформировать для себя ориентиры позитивного и негативного поведения.
Литература
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В. И. Логиновой/. — М., 1992. — 128 с.
2. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избранные психологические труды. В 2 томах. / А. В. Запорожец; под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М. : Педагогика, 2000. — С. 66—77.
3. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. No 9. С. 98104.
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. М. 2000. — С. 34