Короткова Наталия Александровна
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают.
Публикация «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Темочки
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века, в ФГОСТ ДО представлены целевые ориентиры, одни из которых
• Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру,
• Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности
Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Работая в старшей группе с детьми пяти-шести лет, исходя из наблюдений за поведением детей, мы отметили недостаток культуры поведения и доброжелательности в их отношении не только друг с другом, но и с окружающими людьми в детском саду.
Поэтому для нас важно, что изучение этой проблемы очень своевременно.
Разработали следующие этапы работы:
1. Подготовительный: анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, создание перспективного плана и системы занятий по воспитанию культуры поведения старших дошкольников, диагностика особенностей поведения детей, обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы, включающей условия применения игровых технологий в образовательном процессе ДОО. (август -сентябрь)
2. Основной : организация работы с детьми по воспитанию культуры поведения при использовании игровых технологий совместно с родителями. (октябрь -апрель)
3. Итоговый: оценка эффективности работы с детьми по созданной системе с применением игровых технологий. (май)
На подготовительном этапе было проведено обследования особенностей поведение детей по методике М. В. Вайнер. Сначала диагностические листы заполнили родители, отметив особенности поведения детей дома. Потом это же сделали мы, педагоги, отметив особенности поведения воспитанников в организованной деятельности, в режимных моментах.
Получены следующие результаты обследования особенностей поведения.
Обследовано всего Норма повед
27 21-81%
Признаки неконструктивного поведения :
Конф. Прот. Импульс Дем. Недисц. Агр. Смеш.
2 – 7% - 3-11% 1-4% - - -
Критериями обследования являются особенности поведения в различных ситуациях, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении упражнений.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы убедились, что их уровень культуры поведения неодинаков. Одни дети радуют нас своей доброжелательностью, дисциплинированностью, устойчивостью поведения, другие огорчают импульсивностью, конформизмом.
По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопросам воспитания. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам воспитания, но понимают значимость данного вопроса. У 60% родителей есть семейные традиции и 34% родителей используют методы воспитания.
Исходя из результатов обследования сформулировали следующие цель и задачи педагогической деятельности
Цель: Содействовать воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать овладению разными способами и формами культурного поведения.
2. Формировать умение сопоставлять свои действия с образцом, находить ошибки, самостоятельно следовать правилам культуры поведения.
3. Развивать умение выражать своё отношение к поступкам сверстников, оценить их.
4. Воспитание чувства самоуважения, готовности помочь.
5. Способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах воспитания культуры поведения.
Работа будет строиться по следующим этапам вместе с задачами по формированию культуры поведения в единстве нравственного сознания, поведения и чувств при использовании игровых технологий.
Работа проходила в три этапа.
1 этап - первичное восприятие материала : раскрыть представления и сформулировать конкретные навыки культуры поведения. Развивать умение ориентироваться в эмоциональном состоянии окружающих.
2 этап – повторение представлений, закрепление их при восприятии нового материала. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение; стремятся к согласованным действиям, проявляю сочувствие.
3 этап – использование представлений в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Дети начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаясь разобраться в их мотивах. Правильно понимают эмоциональное состояние окружающих, выражают готовность помочь.
На подготовительно й этапе мы обогатили развивающую предметно – пространственную среду.
Материалы и игры по воспитанию культуры поведения детей находятся в мини – центре социально - коммуникативного и художественно – эстетического развития, наряду с занимательным материалом по ознакомлению с окружающим.
Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы по воспитанию культуры поведения детей.
Расстановка столов, секционных шкафов, стеллажей, полочек, а также размещение игрушек, учебных пособий производилось таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал; играть, не мешая, друг другу.
Таким образом, мы создали рациональную, организованную среду, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Оборудование и материал по воспитанию культуры поведения детей мы условно разделили на группы: книги, образцы искусства, игрушки, дидактически и сюжетно ролевые игры.
Результаты наблюдений за детьми показали, что важное значение в воспитании культуры поведения имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт сознательного выполнения правил. По-прежнему любимыми остаются у детей нашей группы такие игры, как «Магазин», «Улица», «Стройка», «Семья».
Также большой интерес вызывают настольные игры, которые формируют привычку самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила.
Основная форма работы – занятия по области «Социально – коммуникативное развитие» с использования проблемно-игровых ситуаций. Занятия по данной области проходят 6 раз в месяц по подгруппам, и 3 из них отводится нравственному воспитанию и воспитанию культуры поведения. Содержание занятий объединено игровым сюжетом, мотивацией, что помогает заинтересовать детей и включить их в деятельность.
В содержание всех занятий входят игры, упражнения, направленные на воспитание культуры поведения у детей, а также элементы пальчиковой гимнастики, физкультминутки. При организации деятельности стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполняются индивидуальные задания, работа в парах.
В как физкультминутку, в самостоятельной деятельности для обеспечения баланса подбираем игры, которые дают детям возможность расслабиться, сбросить накопившуюся усталость, напряжение, приобрести эмоциональную и поведенческую стабильность.
Использование слушания музыки на занятиях позволяет умерить слишком возбужденных, и растормошить замороженных, урегулировать их поведение.
В конце занятий мы подводим итог деятельности группы в целом и отдельных детей. Также привлекаем детей к взаимооценке и самооценке: «Как ты думаешь?», «Что тебе больше понравилось?» и т. д.
На первом этапе работы с детьми мы знакомили ребят с правилами культуры поведения и общения. В организованной деятельности читали специальные рассказы, стихотворения, организовывали беседы, рассматривали иллюстрации.
Чтение и обсуждение произведения Цветик – Семицветик вызвало большую активность.
Дети правильно решили, что Женя поступила неправильно, истратив все шесть первых лепестков на свои цели. Очень любят дети индивидуальные беседы «с глазу на глаз» Беседуя с детьми, побуждаем их думать и говорить. Задаем им вопросы, даем высказаться. Это позволяет понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Они высказывают свои предположения, чувства и отношения.
Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо, начали рассуждать, доказывать свою точку зрения, мы перешли ко второму этапу работы с детьми.
На данном этапе мы стали широко использовать упражнения и проблемные ситуации и игры, где дети закрепляют усвоенные правила поведения, дети совместно с нами разработали разнообразные правила поведения : в группе, на прогулке, в игре. Эти правила озвучивают дети и в последствии мы наблюдали контролирование выполнения правил самими детьми. Например, один раз Максим обидел, толкнул Варю, увидев это Артём и Данила подошли к Максиму и объясняли ему, что он неправильно поступил «Ты поступил, как невоспитанный мальчик, девочек обижать нельзя». Причем радует, что дети стали чаще на агрессию реагировать словами, а не ответными грубыми действиями.
Как говорилось ранее, мы широко на этом этапе используем упражнения в организованной деятельности и в повседневной жизни детей.
Приведем примеры упражнений:
• Разошлись по группе - входит взрослый;
• Сидят мальчики – входят девочки;
Дети идут на встречу друг другу - встреча с незнакомыми людьми;
• Взрослый роняет предмет – дети подбирают его;
• Ребенка посылаем с поручением в другую группу – упражнение в вежливых словах.
Взрослый загораживает дорогу – упражнение в вежливых словах.
В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы.
Хорошо использовать игры по методике телефонного разговора. Например: «Звонок на работу маме», «разговор по телефону с другом», «звонок в поликлинику» Во время таких игр у детей развивается культура общения с взрослыми, сверстниками.
Предпочтение также дети отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё, что, видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события. В игре дети удовлетворяют своё стремление стать участниками жизни взрослых.
Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию; он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.
Подвижные игры требуют выполнения правил: бежать только по сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам водящим и т. п. Во время таких игр у детей воспитываются : внимание, выдержка, дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.
Играя в дидактические игры, типа лото, домино, дети также должны соблюдать правила: выигрывает тот, кто, действует по законам игр (первым заполнит свою карту или первым придет к финишу). Такие игры учат участников умению действовать по правилу. Коллективные дидактические игры помогают детям преодолевать развитие упрямства, нетерпеливости, создают условия для приобретения детьми навыков выдержки и самообладания, приучают детей к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности
Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.
На третьем этапе работы с детьми - В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию культуры поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и упражнения для закрепления полученных представлений, умений и навыков.
В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми. В нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг, и дети называют месяц, день недели и число. Мы интересуемся здоровьем и настроением детей, предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем: «Доброе утро!» и рассказать о добрых поступках вчерашнего дня. Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить завязывать шнурки, помочь малышам, проявить заботу)
В группе у нас есть коробочка, которая называется «Копилка добрых дел». Мы складываем туда, написанные на листочках поступки детей. Если в начале года мы спрашивали и обсуждали поступки, которые дети совершили дома. Потом пришли к выводу, что некоторые ребята приукрашивают свое поведение, придумывают добрые дела, что бы их похвалили.
То есть сознание детей и отношение к поведению было сформировано, но не хватало практического опыта. Поэтому, мы в копилку стали собирать в конце дня добрые поступки детей за время пребывания в группе. После проведенной работы, дети стали активно выделять хорошие поступки. Отмечали они также и плохое поведение. И если вначале дети не всегда могли дать объективную оценку поступков, особенно отрицательных, то впоследствии, после чтения художественных произведений, бесед, наблюдений, обсуждений ситуаций («кто прав, и кто не прав», «как бы ты поступил?» и т. д., дети стали ориентироваться в своём поведении и в поведении своих сверстников на основе известных правил, опыта поведения и эмоций, дети стали активнее в обсуждении поступков, поведения, их оценки стали объективнее.
В книгу добрых дел, мы записываем добрые дела ребят, чтобы при необходимости можно было вспомнить.
В конце недели, мы разбираем записи в «копилке добрых дел», выявляем самого активного, кто всех больше проявил в течение недели свои культурные качества и объявляем «Звезду недели» по результатам хороших поступков, хорошего и доброжелательного поведения. Фото звезды висит в течение последующей недели в раздевалке для всеобщего обозрения. Дети очень стремятся попасть на своего рода доску почета, что стимулирует их к совершению добрых поступков, к хорошему поведению.
Также в конце каждого дня мы с ребятами решаем, кто был самым вежливым сегодня. Определяем «короля или королеву этикета» и вручаем медаль.
В уголке эмоций воспитатель в течение дня демонстрирует. какие эмоции вызывает поведение того или иного воспитанника (ОГОРЧЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, РАДОСТЬ,ИНОГДА ДАЖЕ СЛЕЗЫ) Что также побуждает ребят корректировать свои поступки, учиться сдерживаться и стараться не огорчать других детей и педагога. Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить знания и моральные представления, чувства и отношения.
В мае 2019 года нами было проведено обследование поведения детей по методике М. В. Вайнер.
Было обследовано 22 ребенка.
Видна положительная динамика в освоении правил культуры поведения у детей. Дети стали больше общаться друг с другом; самостоятельно следовать правилам культуры поведения; научились давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и доброжелательнее.
Результатами проделанной работы стали:
1. Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок. Дети оценивают поведение других и себя, различают хорошие и плохие поступки
2. Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения. Дети здороваются, прощаются, говорят спасибо, убирают игрушки, не обижают друг друга, а помогают, заботятся о взрослых и детях (пишут письмо больным)
3. Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности. Дети делают друг другу подарки, поздравляют с днем рождения, жалеют попавших в беду в игровой ситуации и т. д.
Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития и воспитания культуры поведения детей нашей группы.
Перспективы работы следующие:
• Продолжать работу по воспитанию культуры поведения.
• Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по данному вопросу.