Мария Панина
Роль сказки в формировании и развитии личности ребенка
Сказки занимают центральное место в детстве каждого ребенка. Они не только передают сложившиеся в течение многих поколений представления о ценностях, особенностях, традициях национальной культуры, но оказывают существенное влияние на формирование картины мира детей, их представлений о нравственных нормах взаимодействия.
Как известно, художественный образ воздействует на ребенка гораздо сильнее, чем скучные объяснения взрослого. А. В. Запорожец писал о том, что ребенок, воспринимая художественный образ литературного произведения, становится на позицию героя, мысленно ему содействует, радуется его успехам и огорчается из-за его неудач.
Публикация «Роль сказки в формировании и развитии личности ребенка» размещена в разделах
Восприятие художественного рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков литературных персонажей на эмоциональное отношение к ним детей имеет большое воспитательное значение.
Один из самых авторитетных в области сказкотерапии психологов Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о том, что сказка является способом передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Сказка – воспитательная система, сообразная духовной природе человека.
А. М. Родина отмечает, что сказки наполнены символами, которые могут действовать на человека, обходя сознание. Один из уровней, на котором формируются поступки человека, его поведение – культурно-архетипическая обусловленность детства, а ребенок усваивает архетипы посредством слушания, чтения сказок. Волшебные сказки непосредственно отображают психические процессы коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования и использования в психотерапевтической практике они превосходят любой другой материал. В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому архетипические образы дают нам ключ для осмысления процессов, происходящих в психике. Можно сказать о том, что сказка – это зашифрованное знание человека о том, как ему выжить.
Таким образом, сила воздействия сказки очевидна. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Сказки не только учат добру, неприятию зла, жадности, жестокости, но и прививают нравственные и эстетические пристрастия. На примере сказок можно развивать и мышление детей.
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, поскольку облегчают смену идентификаций в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных переживаний ребенка : ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.
Важно понимать, что любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Именно поэтому можно утверждать, что сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя познавательная деятельность, включающая целую систему действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. В процессе восприятия сказки, как одного из видов художественного произведения, принимает участие целый ряд психических процессов: воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля, где каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
Известно, что примерно до 10-11 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно, и заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали, то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и пр. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот «банк», эти знания находятся в пассивном состоянии. Однако такой вариант развития ситуации тоже приветствуется, поскольку «ресурс» успешной социализации в таком случае у ребенка также имеется.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Многие современные писатели и педагоги отмечают, что сказка играет огромную роль в формировании личности детей. В воспитании таких нравственных качеств, как патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, любовь к труду, принципиальность, бережливость, интерес к профессии и пр. использование фольклора немаловажное значение. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности.
Подводя итог вышесказанному ещё раз подчеркнем, что сказки занимают центральное место в детстве каждого ребенка. Они не только передают сложившиеся в течение многих поколений представления о ценностях, особенностях, традициях национальной культуры, но оказывают существенное влияние на формирование картины мира детей, их представлений о нравственных нормах взаимодействия. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.
Народная сказка – это один из элементов культуры и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. В сказках отчетливо проецируются структурные компоненты психологической культуры. Исследование сказок того или иного народа помогает точнее понять его культурные, страноведческие явления и национальный характер.