Александра Веретенникова
Педагогическая компетентность родителей: понятие, структура
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ : ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.
Семья – особая социальная среда, в которой ребенок проводит большую часть времени, в ней может существовать своя иерархия, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития ребенка, в нем закладываются основы личности ребенка, и к концу дошкольного возраста он уже более чем наполовину сформирован как личность. То, что ребенок в дошкольном возрасте получает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. На современном этапе вопросы взаимодействия родителей и детей приобретают особую актуальность. С одной стороны многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если отношения между родителями и ребенком будут носить партнерский характер. Тем не менее на практике они сталкиваются с многими проблемами и трудностями в воспитании. С другой стороны высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту - увеличилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания ребенка, дети же испытывают дефицит родительского внимания. Поэтому, проблема формирования педагогической компетентности родителей на современном этапе приобретает особую актуальность.
Темочки:
Понятие педагогическая компетентность находится на стыке двух наук- педагогики и психологии, и, поэтому целесообразно будет рассмотреть понятие психолого-педагогическая компетентность. Основы исследования данного в отечественной педагогике были заложены такими учеными, как В. М. Бехтерев, Е. Н. Водовозова, В. П. Острогорский, Н. И. Пирогов, и рассматривается ими как уважение к личности ребенка, недопустимость применения унижающих достоинств детей методов, несправедливого отношения, понимания ведущей роли нравственного воспитания детей в семье с раннего возраста, всестороннее развитие личности ребенка, с учетом понимания возрастных особенностей и способностей, понимание родителями. ответственности за воспитание своего ребенка, взаимодействие семьи с социальными институтами.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что психолого- педагогическая компетентность родителей рассматривается как совокупность личностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.
Ряд исследователей Г. С. Белоногова, С. Л. Троянская, включаю в данное понятие знания о развитии, воспитании и обучении детей, «ответственное родительство», практические умения в организации жизни и деятельности ребенка в семье. [1]
О. Л. Зверева связывает психолого-педагогическую компетентность родителей с рефлексивными умениями. Рефлексия в контексте данного исследования трактуется как умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность и включает в себя: самоанализ, самоконтроль, саморегуляцию и позволяют родителю осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя.
Л. К. Адамова применительно данного понятия дает свое определение: психолого-педагогическая компетентность родителей - это умение ставить и выполнять воспитательные задачи, владение основными приемами и методами, умение анализировать себя в вопросах воспитания детей, прогнозировать результаты воспитания, создавать доверительную обстановку, выстраивать отношения по принципу сотрудничества, умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным, устойчивое психоэмоциональное состояние родителей и адекватная самооценка.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для нашего исследования понятие психолого-педагогической компетентность раскрыто не достаточно, и на основе уже имеющихся исследований позволил нам сформировать свое понятие психолого-педагогической компетентности : психолого-педагогическая подготовленность родителей, которая включает в себя знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, учет их интересов; умение ставить воспитательные задачи, владение основными приемами и методами их реализации; способность выстраивания доверительных отношений; готовность родителей к сотрудничеству с детьми; способность взрослых создавать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрасту ребенка; готовность родителей к осуществлению психолого-педагогической деятельности, умение анализировать собственную педагогическую деятельность; умение прогнозировать результаты применения образовательных стратегий, адекватная оценка деятельности, поступков и поведения ребенка.
Рассмотрим структуру психолого-педагогической компетентности.
А. В. Минина, А. В. Петровский, В. В. Селина в структуре психолого- педагогической компетентности родителей, выделяют следующие компоненты :
-гностический компонент включает в себя знания, умение находить, воспринимать и отбирать информацию;
- мотивационно-личностный подразумевает заинтересованность в успешном результате воспитания детей, систему психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, рефлексия, личный опыт воспитания;
- компетентностный опыт включает в себя освоенные родителями психолого-педагогические знания, умения, навыки, способности, и апробированные в действии;
- коммуникативно -деятельностный охватывает коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения. [4,5]
К. М. Лебедева предлагает свою структуру психолого-педагогической компетентности и выделяет следующие компоненты :
- ценностно-смысловой компонент предполагает развитие личностных качеств родителя, необходимых для воспитания ребенка, а также осознание необходимости и ценности саморазвития;
- когнитивный компонент представляет собой комплект необходимых для воспитания детей психолого- педагогических знаний, умений и навыков родителей;
- рефлексивный компонент предполагает наличие у родителей способности к саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке своей педагогической деятельности;
- поведенческий компонент характеризует специфику детско-родительского взаимодействия. [3]
Троянская C.Л. в структуре психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников выделяет следующие компоненты :
- знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста, о приёмах продуктивного, доверительного общения и психологической поддержки ребёнка на каждом возрастном этапе;
- знания об основных приемах, методах, средствах воспитания и развития детей каждого дошкольного возраста;
- аналитические умения, которые предполагают способность родителя устанавливать взаимосвязь проблем воспитания собственного ребёнка и причины сложившейся ситуации; осуществлять отбор методов и средств воспитания в с возрастом ребёнка и на основе анализа возникшей проблемы;
-прогностические умения, т. е. способность прогнозировать возможные трудности во взаимодействии с ребёнком и пути их преодоления;
- умение осуществлять коррекцию своего стиля взаимодействия с ребёнком. [6]
Рассмотрев структуры предложенные авторами, можно выделить как схожесть структур педагогической компетентности родителей. В своих работах Лебедева К. М., Минина А. В., Петровский А. В., Селина В. В, Троянская С. Л. выделяют схожие компоненты, такие как рефлексивные умения, психолого-педагогические знания, умения и навыки родителей, и способность применения их на практике, заинтересованность родителей к успешному воспитанию детей. Проанализировав данные структуры, можно сделать вывод о том, что для нашей работы подходит структура Троянской С. Л., так как она наиболее полно отражает сущность понятия психолого-педагогической компетентности родителей.
Таким образом, педагогическая компетентность включает в себя психолого-педагогические знания родителей, и умение применять их на практике, готовность к сотрудничеству с детьми, рефлексивные умения, которые предполагают адекватную оценку не только деятельности, поступков и поведения детей, но и умение родителей оценивать себя, свои действия по отношению к ребенку.
Список литературы:
1. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л.
Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003 - № 1 - С. 82-92.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002 – 120 с.
3. Лебедева К. М. Педагогическая компетентность родителей дошкольников : структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. – 2014. - №6.
4. Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.
5. Минина А. В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч. -практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 97–100
6. Троянская С. Л. Т 769 Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016 – 176 с.