Светлана Ряховских
Патриотическое воспитание дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие патриотическое воспитание дошкольника.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Понятие патриотизм в педагогических аспектах.
2. Создание условий для развивающей среды.
3. Механизм формирования нравственного качества патриотизма.
4. Аналитический результат опыта работы.
5. Список используемой литературы.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольника» размещена в разделах
Понятие патриотическое воспитание дошкольника.
Патриотизм по своей природе многогранно,
оно объединяет все стороны личности:
нравственную, трудовую, умственную, эстетическую,
а также физическое развитие
и предполагает воздействие на каждую из сторон
для получения единого результата.
Макаренко А. С. [1, c. 87].
Понятие патриотизм в педагогических аспектах.
Анализируя философские, социологические, психологические аспекты понятия «патриотизм» с точки зрения предмета педагогики. На основе
междисциплинарного синтеза определяются методологические проблемы патриотического воспитания через педагогическую интерпретацию исследуемого понятия.
Ключевые слова:патриотизм, патриотическое воспитание, российская гражданская идентичность, цели патриотического воспитания.
В отечественной педагогической науке понятие российского патриотизма рассматривается, как правило, в контексте патриотического воспитания как предмета исследования.
Русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, а также Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Эта теория основывалась на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма [2, с. 86].
Патриотизм одно из качеств воспитания дошкольника. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. [3, с. 34].
Патриотизм как один из базовых компонентов общественного сознания имеет комплексную структуру. Он - объект изучения ряда общественных наук, и, прежде всего: истории, этнологии, социологии, политологии. В отечественной социальной психологии проблема патриотизма до последнего времени не ставилась и не является традиционной. Но это не означает, что социальные психологи вообще не проявляли никакого интереса к ее изучению. Феноменом патриотизма, имеет давнюю историю в этнической психологии и психологии межгрупповых отношений.
Нами было рассмотрено и проанализировано диссертационные работы по патриотическому воспитанию, выполненных за последнее десятилетие, позволяет судить о количественных и качественных параметрах исследований. В исследованиях ярко выражена предметная направленность патриотического воспитания. Патриотическое воспитание и его аспекты - (направления) исследуются как процесс в определенных условиях различные возрастные группы, воспитательный потенциал.
Итак, можно констатировать, что патриотизм сегодня – это важнейшая и всеобщая форма социально-гражданской сакрализации, т. е. возвышение своей страны приобщение к историческим ценностям своего народа, народной культуре [4].
В группе нами была создана предметно развивающая среда в соответствии с направлениями программ.
оборудовали стенд «Моя малая Родина - Оренбург». Совместно с родителями и детьми были организованны экскурсии к историческим памятникам нашего города и поселка Бёрды, также мы посещали музей МОБУ «СОШ» №14 «Емельяна Пугачева» родителям и детям очень понравилось.
подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Собери флаг России, Оренбурга». Дети с удовольствие играют, тем самым пополняют свои знания о военных профессиях, закрепляют названия военной техники, с удовольствие собирают пазл дидактической игры «Собери флаг России, Оренбурга».
оформили альбом для рассматривания: «Моя семья», «Национальные костюмы», «Мой любимый город Оренбург», «Государственная символика Оренбурга», «Природа нашего края», «Животный мир Оренбуржья», «Полезные ископаемые Оренбуржья». Нами было замечено, что дети с удовольствием уединяются в уголке «Семья» для просмотра альбомов.
особое внимание мы уделяем подвижным играм. Оформили картотеку «Народных игр, где собраны игры народов населяющие Оренбургский край (Русские, Башкирские, Татарские).На данный момент современные дети с удовольствие погружаются в народные игры самая любимая игра детей нашей группы это «Заря – заряница». Для этой игры мы совместно с родителями изготовили ленточную карусель.
в группе оформлен мини – музей «Горница» «Куклы обереги», «Народная утварь русских умельцев», «Куклы в национальных костюмах», «Русские народные матрешки». В мини – музее ребенок может покачать кукол в люльке, приготовить обед на печке, попить чай из самовара. Девочки с удовольствием в уголе прикладного искусства самостоятельно изготавливают куклы обереги для игры. Развивают свое творчество, тем самым воспитывается любовь к малой родине.
оформили сюжетно-ролевую игру «Моя семья» «Сказки из бабушкиного сундучка».Ведется работа в тесном сотрудничестве родители и дети в обогащении предметно развивающей среды. Детям очень нравится драматизироватьсказки они проявляют свой талант, творческие способности.
оформили альбом «Народные былины», «Считалочки», «Потешки», «Заклички».
Механизм формирования нравственного качества патриотизма.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.
Нравственно -патриотическое воспитания дошкольников, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Учитывая механизм формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Народные сказки, малые формы фольклора – это история, культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между народами населяющие нашу Родину. [4; с. 15]
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».[5.]
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Знакомство дошкольников с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. [6.]
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В нашей группе была разработана система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. При разработки парциальных программ «Моя малая Родина - Оренбург», «Горница». Нами учитывался национально региональный компонент историко географического расположения детского сада, так как наш детский сад расположен в казачьем п. Бёрды. Мы стараемся рассказать детям об этнической самобытности народов, проживающие на территории малой родины, их обычаях традициях, религии поддерживать интерес к своей родословной. Свою систему работы организовали по принципу «от простого к сложному». Программы предназначены для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Аналитические результаты опыта работы
На основе положения мониторинга качества достижения детей планированных результатов освоения программного материала, показало, что детьми группы общеразвивающей направленности был на среднем уровне и вышесреднего.
Всего обследовано: 38 воспитанников;
на среднем уровне 17 воспитанников;
на вышесреднем 21воспитанник;
Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствовалась методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М. И. Новицкой, С. ЮАфонасьевой, Н. А. Виноградовой., Н. В. Микляевой. [7; с. 64].
Диагностика игровой активности дошкольников «Изучение свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г. А. и Афонькиной Ю. А; [8; с. 23].
Таким образом, создание в группе атмосферы нравственно – патриотического воспитания, оказывают влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувства прекрасного, уважительно относится к людям других национальностей и религий, традициям, обычаям их национальной культуры. Дети узнают и называют символику страны, города, могут дать ответы на вопросы о богатстве родного края достопримечательностях.
Была проведена огромная работа по изучению народного фальклора, народного искусства, составления конспектов фольклорных вечеров и обрядовых праздников – всего того что складывается в систему. Стараемся соблюдать русские традиции в повседневной жизни детей. Знакомя детей с народным искусством, организовали кружок прикладного искусства. Постепенно подводим ребят к понятию «Народная игрушка».
Народные игры привлекали наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключившийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Традиционно раз в месяц в группе проводятся фольклорные вечера, на них приглашаются родители. Обязательно в этот день к детям приходит любимые герои сказок, проводят веселые подвижные игры, пляски и хороводы.
Результат позволяет сделать вывод, что формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Список литературы
1). Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. -М. : Просвещение, 1946. – 450с,
2). Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
3). История педагогики/ Педагогическая система взглядов К. Д. УшинскогоПод ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М. Ф. Шабаевой. – М. : Просвещение, 1982.
4). Козлов А. А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // Нравственность в образовании: информационный портал. URL : https://www.nravstvennost.info/librarv/news detail.php?1D=2263.
5). (https://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html) :
6). Артемов В. В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
7). Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. — М. : ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
8). Методика одномоментных срезов /Под ред. Урунтаевой Г. А. и Афонькиной Ю. А— М. :