Анна Курникова
Патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с природой родного края
Патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с природой родного края.
Patriotic education of children by means of acquaintance with the nature of the native land.
Аннотация.
В статье описывается опыт приобщения детей дошкольного возраста к природе родного края, знакомство с понятием «малая родина». В целях экологического воспитания детей проведена серия детско-родительских проектов, разработанных с целью формирования бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности (познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную).
Публикация «Патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В. А. Сухомлинский)
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» сказано, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в дошкольном образовательном учреждении у детей необходимо воспитывать патриотические чувства. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОО, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать ее. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к стране, ее истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. Перед нами встал вопрос, как организовать работу по данному направлению в МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик», чтобы она была эффективна и дала положительные результаты.
Свою работу мы начали с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к малой Родине мы соблюдали последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица – мой поселок - моя страна - моя планета). Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - подвести к пониманию, что наш поселок – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность поселка Воротынец, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в поселке, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края, поселка. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимые деревья, тропинки в саду, место для рыбалки и т. д. Это делает лес, речку, сад своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а, живя в родном поселке, постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить.
В целях воспитания любви и интереса к природе родного края нами была использована интересная форма работы – совместные детско-родительские экологические проекты.
Каждый проект завершался итоговым мероприятием и выставкой работ.
В начале учебного года на первом родительском собрании мы старались заинтересовать родителей, показывая развивающее значение совместной деятельности в природе и проектного оформления. Педагоги предложили присоединиться к осуществлению какого-либо проекта, реализуемого в течение учебного года, рассказали о значении этой деятельности для развития экологической воспитанности.
Большинство родителей откликнулись на предложение и с интересом участвовали в реализации проектов.
Первым стал осенний проект «Осень, осень, в гости просим!». При реализации этого проекта взрослые члены семьи вместе с ребенком наблюдали красоту осенней природы, отмечали какие цветы растут на клумбах около домов, какие овощи собирают с домашних огородов, собирали семена растений, красивые листья для гербария. При посещении леса, делали интересные фотографии, изучали деревья, растущие в нашей местности. Итогом работы стала фотовыставка «Осенние зарисовки», выставка поделок из шишек, желудей, рябины, овощей, листьев, веток деревьев. Фантазии не было границ. Свои впечатления дети выразили в рисунках. Совместными усилиями был создан гербарий растений нашей местности, собраны коллекции природного материала. Итоговым мероприятием стал осенний праздник «В гости к Осени». Проект оформлен в виде презентации и представлен на родительском собрании на обсуждение.
Зимний проект был посвящен птицам - «Зимующие птицы нашего поселка». Мы изучали какие птицы зимуют в нашей местности, наблюдали за птицами на участке, кормили их в нашей птичьей столовой, собирали стихи и загадки про птиц. Организовали смотр-конкурс на лучшую кормушку для птиц. Дети вместе с родителями изготовили интересные кормушки и помогли развесить их на участке детского сада. В результате получился настоящий птичий дворик. В конце проекта оформили объемную композицию из пластилина, веток, ваты «Птицы – наши друзья», дневник наблюдений и альбом рисунков.
Весенний проект был посвящен огороду на окне «Огород – круглый год». Детям было интересно вместе с взрослыми наполнить баночки с землей и посадить в них разные семена. Мы наблюдали за прорастанием лука, укропа, петрушки. Решили вырастить рассаду для огорода на участке – перца, огурцов, помидоров. Сравнивали ростки бобов, фасоли и гороха. Выяснили, что для роста растений нужны благоприятные условия: тепло, солнечный свет, вода. За растениями нужно ухаживать. Дома, с родителями, изучали, чем полезны овощи, какие блюда из них можно приготовить. Сделали книгу рецептов блюд из овощей. Для защиты проекта провели развлечение «Карнавал овощей».
В течение всего учебного года мы участвовали в создании экологического паспорта нашего детского сада. Вместе с родителями мы выяснили, что источником экологической опасности вблизи детского сада, является федеральная трасса М7 «Волга». Экологическими проблемами нашей местности стали обмеление и загрязнение малых рек, заболачивание территории вблизи рек, загрязнение реки Волга и Сура, зарастание полей. Интересными местами для прогулок и наблюдений стал центр поселка с памятниками и местами для отдыха, пруд на площади Советской, парк. Территория детского сада достаточно озеленённая, ухоженная, шумовой фон небольшой. Был составлен список растений нашего участка, животных нашего края. Взрослые уделяют достаточно внимания экономии энергоресурсов, воды и тепла. Для внутреннего оформления используются натуральные материалы. Оценили интерьер комнат с эстетической точки зрения. В оформлении экологического паспорта участвовали все группы детского сада. Паспорт с каждым годом будет обновляться и добавляться новыми интересными объектами для наблюдений и новым анализом состояния здания, его внешней и внутренней среды.
Я считаю, что воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что родной поселок, улицы, реки, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина и что быть гражданином своей страны – большая гордость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асташин Е., Асташина Н. И., Дюжаков А. М. «В краю Воротынском» Чебоксары «Новое время» 2009г.
2. Асташина Н. И. «Экологические сказки» (методическое пособие) Нижний Новгород 2012г.
3. Еремин И. «Земля воротынская» Нижний Новгород 2000г.
4. Костюченко М. П. «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
5. «С чего начинается Родина» опыт работы по патриотическому воспитанию». Под ред. Л. А. Кондрыкинской, Москва «Сфера» 2005г.
6. Сакавичене О. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
7. Тебенева Т. Н. «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
© А. И. Курникова, 2018