Римма Мугатабарова
Особенности эмоциональной сферы дошкольников в аспекте стиля педагогического общения воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Мугатабарова Римма Вазиловна,
воспитатель,
МКОУ Аул-Бергульская СОШ,
нп Аул-Бергуль
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Выступая как неотъемлемая часть человеческой жизни, эмоции являются той областью, которая постоянно привлекает внимание исследователей различных сфер научного знания. В современной психологической науке отношение к проблеме изучения эмоций остается неоднозначным. С одной стороны, отмечаемая большинством теоретиков значимость эмоциональных процессов для жизнедеятельности человека, обуславливает нахождение этой проблемы в центре научного внимания. С другой стороны, многочисленные неудачные попытки объективного изучения эмоций время от времени выступают фактором снижения данного научного интереса.
Публикация «Особенности эмоциональной сферы дошкольников в аспекте стиля педагогического общения воспитателя» размещена в разделах
Наибольшую актуальность, на наш взгляд, приобретает изучение эмоциональной сферы в аспекте ее развития в период дошкольного детства. Связано это с тем, что в рамках данного возрастного этапа происходит активное становление личности, развиваются социальные механизмы деятельности и поведения, закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, предопределяющие будущий нравственный облик человека.
Несмотря на значимость эмоциональной сферы в общем психологическом профиле личности дошкольника, многие аспекты данной научной проблемы остаются фрагментарно и поверхностно изученными. Так, современные психологические исследования в недостаточной степени освещают вопросы детерминации развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства.
Одним из важных аспектов этой проблемы выступает стиль педагогического общения, транслируемый воспитателем в условиях дошкольного образования. К сожалению, современная психология характеризуется разрозненностью исследований обозначенной проблемы, отсутствием комплексного подхода к изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольников в условиях разных стилей педагогического общения, что подчеркивает острую актуальность темы данной статьи.
Под эмоциональной сферой нами понимается та сфера личности, которая включает в себя «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [1]. Структура эмоциональной сферы в период дошкольного детства характеризуется наличием когнитивного и аффективного компонентов, развитие которых на данном этапе характеризуется качественным усложнением и обогащением.
Эмоциональное развитие в период дошкольного детства выступает полидетерминированным феноменом. К основным группам факторов относятся субъективные (внутренние) и объективные (внешние) предикторы. Среди внутренних факторов выделяются биологические и индивидуально-личностные детерминанты. Играя значимую роль в генезисе эмоциональной сферы ребенка, объективные факторы все же, на наш взгляд, выступают лишь предпосылками для его психического развития. Решающая роль, по нашему мнению, принадлежит влиянию внешних факторов, выражающемуся в детерминации эмоционального развития дошкольника социальной микросредой, в которой он развивается. Основными объективными детерминантами развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства выступают семья, группа сверстников и целенаправленное педагогическое воздействие. Процессуально социальные факторы реализуются через общение и активность дошкольника в различных видах деятельности.
Анализ существующих психолого-педагогических исследований и собственный опыт профессиональной деятельности позволил прийти к выводу о том, что эмоциональная сфер дошкольников, воспитывающихся в условиях разных стилей педагогического общения, характеризуется рядом отличительных особенностей. Так, в условиях авторитарного стиля педагогического общения когнитивный и аффективный компоненты эмоциональной сферы дошкольников отличаются более низкими показателями развития. В рамках либерального стиля общения у дошкольников возникают трудности преимущественно в формировании представлений об эмоциях, то есть в развитии когнитивного компонента. При демократическом стиле педагогического общения, аккумулирующем в себе способы и приемы позитивного взаимодействия с детьми, все компоненты эмоциональной сферы детей дошкольного возраста характеризуются более высокими показателями развития.
Список литературы
1. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.672 с. URL : https://e-libra.su/read/201537-bolshoj-psixologicheskij-slovar.html (дата обращения 14.06.2021).
2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1987.190 с.