Гареева Элеонора
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Шабаева Гузель Фагимовна,
к. п. н., доцент, преподаватель,
ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы
Гареева Элеонора Алексеевна,
студент IV курса
ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы
Статья раскрывает сенсорное воспитание детей раннего возраста, и имеющее место в педагогике как – система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Основное внимание уделяется на саморазвитии восприятия, как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями, в том числе терминов «перцептивное действие», «орудийные игры».
Публикация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ключевые слова: сенсорное развитие, ранний возраст, манипуляция, восприятие, форма, предмет, цвет.
В детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок постоянно видит предметы и не может выделить их аспекты. Поэтому примерно ко второму году жизни они с удовольствием рассматривают картинки и фотографии не обращают внимание на пространственные представления предметов, например перевернутую книгу. Они одинаково воспринимают как цветные, так и очерченные предметы, а также предметы, окрашенные в необычные цвета. Другими словами, цвет еще не стал важной характеристикой для детей. Развитие предметной деятельности в раннем детстве требуют от детей выявления и учет в своем поведении сенсорных способностей предметов, которые практически значимы для этого поведения. Например, дети могут легко отличить маленькую ложку, которой они едят, от большой ложки, которой пользуется взрослый. Они могут правильно распознавать форму и размер предметов, когда им приходится выполнять практические действия. Распознавать цвет детям труднее, потому что в отличие от формы и размера, они меньше влияет на поведение. Собирая пирамидку или матрешку, закрывая коробку, застегивая пуговицу или завязывая шнурок, дети подбирают предметы и их части и связывают их вместе в соответствии с цветом, формой и размером [12].
В раннем возрасте знакомые предметы становятся постоянным образцом, и дети начинают сравнивать свойства всех предметов, например, треугольник – это крыша, красный предмет – это помидор и так далее. Дети переходят к состоянию наглядного представления свойств объектов, используя не только рассматриваемый объект, но и размер, которая его изображает. Дети учатся подбирать предметы сначала по форме, затем по размеру, потом по цвету [3].
Движение в пространстве открывает перед детьми новые возможности, поскольку они становятся избирательными в своем поведении и в объектах, на которые направлено их внимание. С приобретением языка дети учатся реагировать и обращать внимание на слова и фразы, а также на предметы. Дети начинают отвечать, указывая на знакомые действия предметы, если инструкции взрослого кратки. Они учатся внимательно слушать короткие истории, стишки, песни, сказки. В раннем возрасте количество предложений быстро увеличивается.
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов (размер, форма, цвет, положение в пространстве, вкус, запахи т. д.). Когда малыши впервые сталкиваются с различными формами, цветами и событиями, которые их окружают (практически с первых лет жизни, важно не пропускать этот период, а знакомить их с этим миром и ориентировать на саморазвитие.
Родители первые воспитатели и учителя ребенка. Поэтому крайне важно играть и заниматься с ребенком дома. На втором году жизни, при наличии необходимых условий, у ребенка интенсивно развиваются сенсорные способности, которые определяют перцептивное развитие. Сенсорное развитие сосредоточено на восприятии объектов. Активное познание объектов и их свойств создает перцептивные образы. В начале второго года жизни точность восприятия и смыслообразование снижаются. Дети часто ориентируются на отдельные заметные признаки, а не на комбинации сенсорных признаков (например, называя пушистый воротники меховую шапку «кошечкой») [5,240].
Первый год жизни – это период, когда наиболее интенсивно формируется восприятие размера и формы предметов. Что касается цвета, то, несмотря на его эмоциональную привлекательность, его восприятие является самым сложным с точки зрения практических действий с цветом.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным благодаря приобретению таких функций, как сравнение и сопоставление. Уровень сенсорного развития – это степень, до которой ребенок может правильно распознавать свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию их свойств. Особенно характерным для сенсорного развития в возрасте от 18 месяцев до 2 лет является объективизация восприятия. Например, дети ориентируются на форму предметов, когда моделируют «овеществленные» слова - названия. Например, к круглым предметам относятся шары, сферы и колеса. Характерно, что дети определяют свойства знакомых конкретных объектов, а не ряд основных сенсорных критериев. Наиболее характерным способом восприятия для детей этого возраста является сравнение свойств предметов при выполнении действий с ними. Это особенно заметно в поведении детей со складными игрушками, такими как пирамидки, матрешки и грибы. Именно множественные сравнения позволяют детям получать практические результаты (например, брать свою чашку или обувь).
Сначала сравнения приблизительны, ребенок примеряется, пробует, пытается и получает результаты через ошибки и их исправление. Однако к возрасту 18 месяцев количество проб и попыток быстро снижается и переходит к визуальному познанию. Это предвещает новый этап сенсорного развития и переход от внешнего действия к внутреннему ментальному плану [13].
На втором году жизни интенсивно развиваются как зрительные, таки слуховые органы чувств. Особое значение имеет развитие речи и фонематического слуха, которое происходит в процессе вербального общения с другими людьми. Развитие тактильных ощущений происходит параллельно с развитием зрения и движений рук, а также психических функций, таких как внимание, память и мышление. Основной задачей сенсорного развития является подготовка условий для формирования восприятия как начального этапа восприятия окружающей действительности.
Во время занятий и в повседневной жизни ребенок накапливает различные зрительные, слуховые и тактильные впечатления и специально обучается им, чтобы иметь точное представление об основных видах размера (большой и маленький, формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). В результате можно сформировать способность определять различные свойства объектов, в основном по цвету, форме, размеру, звуку и текстуре.
Поскольку дети раннего возраста еще не полностью владеют языком, основным средством выражения мыслей и чувств для них являются непосредственные действия. Основной способ организации игровой деятельности – стимулирование интереса к конкретным игрушкам и учебным пособиям, особенно изготовленным из дерева (большие и маленькие матрешки, пирамидки, кубики-вкладыши, наборы досок и вкладышей с отверстиями разного размера и формы, столы с грибами, мозаики – концу второго года жизни). Деревянные игрушки важны для сенсорного развития. Их текстура, устойчивость при манипулировании и элементарное поведение делают их полезными для игр и занятий с маленькими детьми. Вставки и другие детали размером от 3 см до 4,5 см, что соответствует размеру ладони младенца, легче всего захватить. Оптимальная толщина (высота) объекта составляет 1 см. Контуры объектов «деформируются» с увеличением толщины, например, треугольная призма выглядит прямоугольной или квадратной, если смотреть на нее под определенным углом.
Правильно подобранные по цвету, форме и размеру материалы вызывают большой эмоциональный отклик благодаря гармонии текстур, пропорций и цветов. Предоставить возможность наблюдать формы, цвета, пропорции и явления предметов в повседневной жизни. Своевременное сенсорное воспитание на этом возрастном этапе является ключевым условием для когнитивного развития, правильной и быстрой ориентации в бесконечно меняющейся среде, реагирования на эмоции и способности распознавать красоту и гармонию в мире. А быстрая активация сенсорной системы является одной из ключевых способностей, которые формируют основу для полноценного развития человека. Использование «овеществленной» номенклатуры связано с тем, что хотя в первые два - три месяца ребенок уже может различать прямоугольники, квадраты, овалы, круги и треугольники, говорить о них не имеет смысла. На втором году жизни формы усваиваются как признаки предметов. Они могут легко подобрать детали, необходимые для поделки, например, «крышу».
Поскольку у них очень ограниченный словарный запас и они сильно отстают в развитии восприятия, они легко усваивают такие перцептивные слова, как «такой», «другой» и «не такой», а также слова, обозначающие «овеществленные» формы. Запоминание и правильное использование цветовых слов настолько сложно и трудно, что оно не завершается до пятилетнего возраста.
К концу второго года они начинают повторять за взрослыми названия отдельных цветов. Даже произнося такие слова, как «белый», «голубой» или «синий», младенцы не могут ассоциировать эти слова с цветом конкретного предмета. В лучшем случае, они могут запомнить их механически, а после длительной практики, возможно, смогут использовать их в конкретных ситуациях. Случайное употребление названий слов, цветов и форм не обязательно означает, что ребенок их понимает.
Распределение внимания между зрением, слухом, осязанием и памятью в течение первых двух лет жизни -сложный процесс. Хотя новорожденный ребенок может определить все цвета спектра и некоторые оттенки, ему сложнее учитывать свои цветовые характеристики при обращении с предметами.
При выборе материалов следует стремиться к тому, чтобы они имели одинаковую насыщенность цвета. Если красный цвет яркий, то синий, желтый, зеленый и другие цвета должны быть такими же насыщенными и яркими. В противном случае у ребенка с дальтонизмом может быть вызвана интенсивность цветов, а не сами цвета [7].
Важно постепенно и последовательно повышать сложность заданий, направленных на сенсорное развитие, как для детей этого возраста, так и для детей постарше. В первые два года жизни целенаправленное сенсорное воспитание будет способствовать тому, что дети станут активнее обращаться с предметами разных размеров, форм и цветов. Со временем они манипулируют ими, рассматривают их, трогают, перемещают с места на место и открывают для себя новые параметры предметного мира. В ходе сенсорных развивающих игр ребенок развивает привязанности, сравнивает и сопоставляет цвета, формы и размеры; в возрасте двух лет эти процессы уже идут без предварительного тестирования.
Для трехлетних детей характерно ускоренное сенсорное развитие, если для этого есть условия. В этом возрасте сенсорное воспитание условно является основной линией развития, с одной стороны, а с другой-все остальные основные линии развития опираются на органы чувств. В первые три года жизни когнитивные потребности более или менее сформированы у ребенка и направлены в основном на наблюдение за размером, формой и текстурой предметов, звуками, которые они издают, и соотношением между частями.
В первые три года жизни дети стараются более точно следовать образцам, установленным взрослыми. Теперь, когда ребенку показывают дидактическую книгу, он с удовольствием рассматривает ее, слушает объяснения взрослого, понимает, чего от него хотят, а затем впервые начинает выполнять указания взрослого. Движения глаз и рук становятся связанными, и они готовы к игре с мозаикой, поделками рисованию кистями и карандашами.
Хочется отметить, что в работе с детьми раннего возраста нами реализованы все необходимые педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста, а именно:
• разработан и внедрен комплекс дидактических игр и упражнении, направленный на сенсорное развитие детеи раннего возраста;
• предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами и игрушками для сенсорного развития детеи раннего возраста.
В соответствии с образовательной программой, по которой ведется обучение и воспитание в группе, в комплекс вошли игры и упражнения на развитие умении узнавать основные цвета, основные геометрические формы, предметы по величине. В каждую группу игр вошли игры и дидактические упражнения на обучение определенным действиям.
Для проведения подобранных игр было систематизировано и изготовлено необходимое оборудование, материалы. Тем самым, предметно – развивающая среда группы обогащалась дидактическими материалами, игрушками для сенсорного развития детеи раннего возраста.
Список литературы
1. Банди А., Мюрей Ю., Лейн Ш. Сенсорная интеграция : теория и практика. М. : Теревинф, 2018. 768 с.
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 237 с.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. М. : Просвещение, 1988. 144 с.
4. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. М. : Просвещение, 1973. – 95 с.
5. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребёнка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. М. : Теревинф, 2010. 240 с.
6. Методические рекомендации по применению игр и упражнений сенсорно- интеграционной коррекции дошкольников в группах комбинированной направленности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gdou93.ru/assets/files/sensornaya- integracziya.pdf ( дата обращения: 30.04.2020).
7. Миненкова И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно- развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития // Миненкова И. Н. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. -метод. пособие/ С. Е. Гайдукевич и др. ; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. С. 86-92.
8. Сенсорная интеграция – теория и практика, упражнения для детей, плюсы и минусы [Электронный ресурс] – режим доступа: https://womanadvice.ru/sensornaya- integraciya-teoriya-i-praktika-uprazhneniya-dlya-detey-plyusy-i-minusy ( дата обращения: 06.05.2020).
9. Суслова Е. Н. Педагогика. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сайт для всей семьи «Дошкольник» URL : https://doshkolnik.ru/pedagogika/1972-sensornoe-razvitiedeteiy-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 20.08.2020).
10. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сб. метод. материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»/ науч. ред. Ворошнина О. Р., Санникова А. И. ; сост. Мальцева М. Н., Кобялковская Е. А., Гилева А. Г. (вып. ред.); Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. Пермь, 2018. 140 с.
11. Фурман В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. 2015. №22.4. С. 52-59.
12. Шабаева, Г. Ф. «Актуальность организации деятельности в центрах ухода и присмотра за детьми раннего» [Текст] / Г. Ф. Шабаева, В. Н. Кинцель// Просвещение и образование в контексте реализации целей устойчивого развития : материалы Круглого стола 24 октября 2019 г. – Уфа: ИзБГПУ.
13. Шабаева, Г. Ф. Михайлова К. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях семейного воспитания [Текст] / Г. Ф. Шабаева, К. А. Михайлова // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве:Материалы II Международной научно-практической конференции 19 апреля 2018 г., г. Уфа / Отв. ред. Т. И. Политаева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2018. – 420 с. С. 45-48
14. Янушко Я. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. М. : Владос, 2016. 354 с.