Юдеева Оксана
Консультация «Особенности гендерной социализации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Юдеева О. Н.
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы гендерного воспитания становятся значимыми для ребенка с того момента, как он начинает осознавать свою половую принадлежность, понимать, что он не просто ребенок, а, что он - мальчик или девочка. Половая идентификация - один из важнейших элементов становления личности ребенка, который влияет на всю его дальнейшую жизнь.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Подготовку детей к выполнению своего жизненного предназначения, различных социальных ролей - мужественного сына, заботливой дочери, хорошего брата или сестры - надо начинать с раннего возраста, когда начинает формироваться личность.
Целью гендерного воспитания являются :
- формирование правильного понимания роли мужчины и роли женщины в обществе;
- формирование модели поведения определенного пола;
- привитие культуры взаимоотношений полов.
Пристальное внимание общества и государства к проблемам полового воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы МАСКУЛИННОСТИ (мужественности) и ФЕМИННОСТИ (женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и феминных –у девочек.
На сегодняшний день уже проведен ряд исследований, посвященных проблемам гендерной психологии и педагогики, однако их результаты, к сожалению, не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика по- прежнему остается «бесполой». Проведенное научно-экспериментальное исследование показало, что работники ДОУ и родители понимают необходимость полового воспитания и полоролевого развития мальчиков и девочек, но зачастую не знают сущности этих понятий, возрастных особенностей и задач полоролевого развития, не владеют дифференцированным подходом к воспитанию детей разного пола.
Учитывая это, перед педагогами дошкольного учреждения стоят следующие задачи по гендерному воспитанию дошкольников :
- воспитывать у детей устойчивый интерес и положительное отношение к себе, как объекту познания;
- углублять знания о распределении всех людей на мужчин и женщин, о содержании понятий "мальчик", "девочка", способствовать половой идентификации;
- правильно и компетентно реагировать на проявления сексуального развития детей разных полов;
- поддерживать физическое и психическое здоровье детей, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
- создавать условия для приобретения опыта отношений с окружающим миром в целом и миром людей в частности;
- знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы выполнения соответствующих своему полу социальных ролей
Гендерная социализация - это процесс усвоения гендерных (социополовых) ролей и воспроизведения типов поведения, ожидаемых обществом от мужчин и женщин.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Пол человека - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В. Е. Каган).
Половое воспитание – это комплекс воспитательных и образовательных воздействий на ребенка, направленных на привлечение его к принятой в обществе системы половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
Полоролевое воспитание - составная часть полового воспитания. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношений полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватная полу модель поведения, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Половое развитие - результат биологических особенностей пола (физиология и генетика) и социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношений полов. То же самое можно сказать и о дочери: примером поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, то есть полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной степени его замещал другой взрослый - родственник, друг, воспитатель.
ПОЗИТИВНАЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - такая совокупность знаний и представлений ребенка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе как к представителю определенного пола, которая обеспечивает ребенку адекватное социально - нравственным ценностям и нормам, выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.
Понятие позитивной полоролевой идентичности включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. КОГНИТИВНЫЙ отражает знания и представления ребенка о себе как о представителе определенного пола; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ представляет собой оценку и отношение ребенка к себе как к мальчику или девочке; ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ описывает вероятную поведенческую реакцию, т. е. конкретные действия.
Для формирования у детей позитивной полоролевой идентичности необходимо решение задач, в числе которых:
-формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности;
-создание целостного позитивного «Образа Я»
-изучение маскулинных и феминных качеств человека;
-обогащение представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе выполняют мальчики и девочки;
-изучение способов полоролевого поведения и взаимодействия;
-воспитание чувства гордости, связанного с принадлежностью к тому или иному полу, желания соответствовать эталону женственности и мужественности;
-формирование эмоционально - положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола;
-развитие способности осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
Ребенок дошкольного возраста в значительно большей мере эмоциональное, нежели рациональное существо. Он воспринимает мир и себя прежде всего на уровне чувствования, переживания. Занимаясь формированием позитивной полоролевой идентичности, особое внимание следует уделять развитию у ребенка эмоционально- ценностного отношения к себе как к мальчику или девочке, положительному принятию своей половой роли, созданию позитивно окрашенного «образа Я» мальчика девочки
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.
Воспитание по своей сущности есть управление развитием личности ребенка, но никакое управление невозможно без знания предмета – в данном случае структур и их взаимоотношений между собой. Под структурами понимаются этапы и закономерности полоролевого развития детей.
Принято выделять три этапа полового развития человека.
1этап- формирование полового самосознания (От рождения до 6лет)
2этап-усвоение половой роли (от 5-13 лет)
3этап-формирование психосексуальных ориентаций (от 13-18лет)
Первичная половая идентичность формируется у ребенка уже к полутора годам. С возрастом определение параметров этой идентичности меняется, что часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать данную атрибуцию. «Образ Я» девочки-мальчика в основном складывается у детей уже к 2-3 годам. Но исследования показывают, что, выбирая из ряда изображений детей и взрослых картинки с людьми своего пола, некоторые дети младшего возраста допускают ошибки. Таким образом, можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.
Ребенок в 3-4 года уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ставит его в зависимость от чисто внешних признаков и допускает принципиальную обратимость, т. е. возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными.
Изучение особенностей половозрастной идентификации, т. е. способности построения себя в возрастной последовательности (младенец- дошкольник- школьник- юноша-мужчина-старик, свидетельствует о том, что большинство детей младшего возраста не обладают данным умением. Если попросить такого ребенка показать на картинке, какой он сейчас, ребенок выберет изображение младенца, поскольку «сейчас он еще маленький, зато потом вырастет». По- видимому, такая половозрастная идентификация связана с тем, что некоторые родители и воспитатели относятся к детям как к маленьким, а другие, напротив, внушают им, что они уже почти взрослые, стимулируя к большей самостоятельности.
Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек.
Выстроить половозрастную последовательность дети 4-5 лет тоже способны не всегда. Однако они чаще идентифицируют себя с дошкольниками или школьниками, аргументируя выбор словами: «Я большой», «Я скоро пойду в школу».В старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию практически безошибочно.
Понимание неизменности пола происходит лишь на пятом году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что сопровождается заметным усилением половой дифференциации поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.
Многие исследователи отмечают, что в старшем дошкольном - младшем дошкольном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика- период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой «мужской» мир. В это время у ребенка формируется близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских полоролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.
Девочка находится в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.
Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психологические особенности детей разного пола. Но прежде чем описывать отличия мальчиков и девочек, следует отметить ряд принципиальных моментов.
1. гендерные различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в его процессе.
2. они не зависят от характера воспитания, а напротив, сами в значительной мере определяют его; характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному выявлению и развитию гендерных черт.
3. наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола необязательно, это скорее признак типа вообще.
Общечеловеческие качества и свойства присуще большинству людей и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких- либо из них у мужчин или женщин.
4. наличие психологических особенностей в характере мышления, в реакции на различные события и явления должно рассматриваться не изолированно, а в системе. Это значит, что оба пола психологически равноценны и обладают преимуществами лишь в определенных ситуациях.
5. знаие этих очень важно для воспитателей, и должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.
Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития, воспитатель может найти наиболее адекватные способы взаимодействия с детьми разного пола.
Работа воспитателя с детьми должна быть направлена на решение таких воспитательно-образовательных задач:
- воспитывать у дошкольников устойчивый интерес и положительное отношение к себе, формировать у ребенка «внутренний взгляд» на себя, как на объект познания и переживания. Закладывать основы для становления способности осознавать свои особенности, то, как они воспринимаются другими, строить свое поведение с учетом возможных реакций других людей;
- поддерживать физическое и психическое здоровье ребенка, его жизнеспособность, радость мировосприятия, оптимистическое отношение к окружающему миру;
- воспитывать у дошкольника устойчивый интерес и положительное отношение к окружающим людям (родных, близких, желание быть приятным партнером в общении с ними,
- развивать у дошкольника представления о себе и других людях как людей физических и социальных, со своими преимуществами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- создавать условия для практически-действенного отношения ребенка к окружающей среде вообще и к человеческому окружению в частности, стимулировать самостоятельность, умение распоряжаться собой, осуществлять мотивированно осознанный выбор, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо;
- развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, родне, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их выполнения, воспитывать положительное отношение к различным социальным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Способствовать половой идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов;
- формировать здоровое отношение детей к половым различиям в отношениях лиц противоположного пола, к факту рождения ребенка.
Воспитывая детей как представителей определенного пола и стремясь к достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе:
- высокая духовная направленность;
- комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий
- перманентность полового воспитания;
- опережающий характер воспитания;
- учет круга общения детей и источников информации;
- оптимальное использование всех возможностей.
Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные истории. Это могут быть: организованные занятия (групповые, индивидуальные, этические беседы; игры; самостоятельная работа детей; решение нравственных ситуаций и т. д.
Период дошкольного детства неоценимый в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности необходимо уделять особое внимание.
При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, нужно обратить внимание на следующее:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики, с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
- наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-«путешествий», в которых мальчикам дается возможность проиграть мужскую модель поведения.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно принимает участие в играх детей. При этом он руководит играми, в которых принимают участие по желанию все дети и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Кроме того, объяснив родителям важность развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить родителей вместе поиграть с детьми, соединив таким образом всех в сюжетно-ролевую игру. Такая игра поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребенком дома.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определенной последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость : «Я - девочка и буду ею постоянно», «Я - мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины имели одинаковые преимущества по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужество, несгибаемую волю и «железные» мышцы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.
Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств, должны быть активно инициативными, уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что воспитание детей с учетом их гендерных особенностей в чем-то будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, будет зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности, проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект, 2001. - 320 с.
2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. - М. : Просвещение, 1968. - 200 с.
3. Ребенок. Програма воспитания и обученя детей от двух до семи лет. / Науч. рук. Проэкта: О. В. Огневюк. - 3-е изд., дораб. и доп. - К. ; Киев. ун-т им. Б. Гринченко, 2012. - 492 с.
4. Каган В. Е. Воспитателю о сексологи / В. Е. Каган. - М. : Педагогика, 1991. - 256 с.
5. Кикинежди О. Гендерное воспитание с малых лет. / О Кикинежди. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - С. 3 - 6.
6. Кочерга О. Девочки: какие они? / О. Кочерга. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С. 5 - 6.
7. .Кочерга О. Мальчики: какие они? / О. Кочерга. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 5 - 7.