Татьяна Масюкова
Особенности формирования представлений старших дошкольников о профессиях на целевых прогулках и экскурсиях
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ПРОФЕССИЯХ НА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛКАХ И ЭКСКУРСИЯХ
Масюкова Татьяна Анатольевна
МДОУ «УЛЫБКА» пгт. Карымское
Старший воспитатель
Публикация «Особенности формирования представлений старших дошкольников о профессиях на целевых прогулках и экскурсиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы необходимости знакомства детей с трудом взрослых в рамках трудового воспитания, описываются возможности формирования представлений старших дошкольников о профессиях через целевые прогулки и экскурсии. Обосновывается необходимость дальнейших бесед и рассказов воспитателя о профессиях, в ходе которых уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время целевых прогулок и экскурсий.
Ключевые слова: профессия, целевая прогулка, экскурсия, беседа.
FEATURES OF FORMATION OF REPRESENTATIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN ABOUT PROFESSIONS ON TARGET WALKS AND EXCURSIONS
Last name, first name, patronymic,
Abstract : the article discusses the relevance of early career guidance activities with preschool children, describes the possibilities of forming the views of older preschoolers about professions through targeted walks and excursions. The author substantiates the need for further conversations and stories of the teacher about the professions, during which the information obtained during targeted walks and excursions is clarified, consolidated, and supplemented.
Keywords : profession, target walk, excursion, conversation.
В связи с модернизацией дошкольного образования одной из главных задач воспитательной работы в детском саду является формирование положительного отношения к труду и первичном представлении о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно развивать интерес детей дошкольного возраста к различным видам профессий. В программе образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО большое внимание отводится образовательной области «Труд», в которой ребенка знакомят с различными профессиями взрослых. Знакомство с трудом взрослых имеет важное значение для создание у детей, первоначальных представлений о значимости профессий и роли труда в жизни общества.
Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы случается как бы замыкание связи между миром человеческих отношений и предметным миром. Поэтому при знакомстве детей с трудом взрослых значительную роль играет определение их контактов с миром взрослых. Развитие системных знании детей о деятельности взрослых полагает знакомство дошкольников с конкретными рабочими процессами, переустройство человеком предмета труда в продукт (плод труда). Сформированные знания о работе предоставляют возможность старшим дошкольникам определить связь между результатом труда и деньгами. За свою деятельность взрослые получают деньги.
По мнению Н. В. Алешиной, воспитательная эффективность знакомства с трудом взрослых зависит от результативности процесса наблюдения, а также от того, на какие составляющие деятельности взрослых нацелен интерес детей. Сами они заинтересовываются внешними проявлениями хода работы: предметами, орудием труда, последовательностью операций и тому подобное. Вследствие этого необходимо концентрировать их внимание на то, какое отношение сотрудник имеет к работе, как происходит взаимопомощь в совместном труде.
По признанию Р. С. Буре, целесообразна следующая очередность знакомства с работой взрослых:
1. Накопление навыков о ходе работы, реорганизация предмета труда, итоги труда, создание представления о ее значительности.
2. Создание представлений о труде человека и отношение к нему.
3. Создание представлений о коллективном характере работы.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с профессиями - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Старшим дошкольникам уже доступно понимание значимости труда взрослых обществу, способов достижения ее плодов. Они выражают заинтересованность в трудовой деятельности за периметром детского сада. Вовремя наблюдения за работой взрослых воспитателю необходимо, в первую очередь, сосредоточивать внимание детей на ее собранность, согласованность поступков, ответственность и прочее. В данном возрасте расширяются перспективы для обучения трудовым навыкам и умениям. Дети овладевают навыками самообслуживания, самостоятельно исполняют примитивные обязанности.
Итак, дети старшего дошкольного возраста больше увлекаются профессиями, которые наблюдают за периметром детского учреждения. При осуществлении деятельности детского сада в формировании представлений о профессиях присутствуют свои сложности в организации трудового воспитания: большая часть деятельности взрослых происходит не на глазах у детей, существует множество ограничений наблюдения за деятельностью взрослых. Поэтому требуется искать формы и пути приближения детей данного возраста к деятельности взрослых, показав его значимость обществу, трудовых действий, сущность деятельности, результатов труда, установить факторы более действенного воздействия трудовой деятельности взрослых на образование ярких представлений о ней.
Самыми действенными способами, по нашему мнению, является знакомство с деятельностью взрослых с помощью наблюдения за их трудовым процессом, которое возможно осуществлять посредством организации целевых прогулок и экскурсий. То есть организовывать встречи детей с представителями профессий, обеспечивающих большую ясность представлений, а также непосредственно действенность познаний, которые были приобретены детьми.
Вводя детей в мир профессий, можно организовать различные целевые прогулки и экскурсии. Например:
- целевая прогулка в процедурный кабинет:
Дети узнают: в процедурном кабинете хранятся: шприцы, бинт, термометр, таблетки, вата, йод. Все лекарственные средства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике. Уколы, прививки тоже делают в процедурном кабинете. Там очень стерильно, чисто;
- экскурсия в ателье :
Дети узнают: различные виды тканей, швейные машины, оверлок, сантиметр, нитки, иголки для ручного шитья, иголки для машин швейных, лекало, выкройки. Ателье - большое помещение, работают швейные машины, в цехе шумно. Приемщик принимает заказ, закройщицы кроят. В примерочной комнате примеряют одежду;
- экскурсия в библиотеку :
Дети узнают: что находится в библиотеке, каталоги, формуляры, любимые книжки, стеллажи, полки, карточки, ксероксы.
Во время проведения целевых прогулок и экскурсий необходимо сосредоточивать внимание детей на тех аспектах деятельности взрослых, которые имеют большее значение для воспитания у детей правильного восприятия трудовой деятельности, так как это в будущем сформирует их собственное трудовое поведения. Наблюдения за деятельностью взрослых позитивно воздействуют на поведение ребят, на их взаимоотношение с людьми, к конкретным вещам. Дети бережно поливают цветы, чтобы не залить пол; при работе с пластилином стремятся не мусорить; если кто-нибудь насорит, без напоминания сам за собой убирает.
М. В. Королева считает, что целенаправленные целевые прогулки и экскурсии, наблюдения за рамками группы, которые знакомят детей с профессиями взрослых, обеспечивают накопление насыщенных эмоциональных впечатлений. В процессе целевых прогулок и экскурсий в библиотеку, в мастерскую к плотнику, в магазин, в ателье дети беседуют с взрослыми, показывают свою увлеченность к их профессиям.
Но, стоит, все же отметить, что наглядное восприятие требует разъяснения. В ходе продолжительных бесед с помощью повествования воспитателя закрепляются, уточняются и дополняются сведения, которые непосредственно были получены в ходе целевых прогулок и экскурсий.
Таким образом, целевые прогулки и экскурсии являются эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых и формирования представлений о профессиях. Они обеспечивают максимальную ясность представлений и наибольшую результативность приобретаемых детьми знаний.
Список литературы
1. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия, 2006.- 384 с.
2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М. :ЦГЛ, 2004. -112 с.
3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. - М. : Просвещение, 1988. -192 с.
5. Ефанова З. А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. - М. : Волгоград: Корифей, 2010. - 99 с.
6. Козлова С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников. - М. : Академия, 2016. – 144с.
7. Михайличенко Т. И., Зюкина Г. А., Гавриш И. И. Ранняя профориентация дошкольников средствами экономического воспитания // Воспитатель- методист дошкольного учреждения. - 2014. - №3. - С. 40-47.
8. Королева М. В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 788-791.