Приложение МААМ

Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в рамках проекта «Инженерная школа»

Макеева Екатерина
Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в рамках проекта «Инженерная школа»
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся в особом внимании, своевременной квалифицированной помощи педагогов и специалистов. Увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, усложняются дефекты, связанные со структурой речи, которые влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников.

Полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Публикация «Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в рамках проекта „Инженерная школа“» размещена в разделах

Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при комплексном подходе к его преодолению, который предполагает:

-преемственность в работе специалистов и воспитателей детского сада;

-взаимодействие специалистов и воспитателей с родителями детей;

-четкую организацию времени пребывания воспитанников в детском саду, правильное распределение образовательной нагрузки в течение дня.

Взаимодействие учителя-логопеда со всеми педагогами и специалистами ведется в соответствии с разработанным планом по комплексно-тематическому планированию.

Также взаимодействие логопеда с педагогами ведется в соответствии с разработанным планом и охватывает все этапы коррекционной работы, начиная с первичного обследования воспитанников и заканчивая их выпуском из детского сада.

Данные формы взаимодействия осуществляются в течение всего учебного года, также проводятся и дополнительные мероприятия по запросу педагогов.

Воспитатель является главным помощником учителя-логопеда и принимает активное участие в подготовке дошкольников к предстоящим логопедическим занятиям. Именно воспитатели создают условия для развития речевой деятельности детей: организовывают и поддерживают речевое общение в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, на прогулке, в процессе игр и развлечений; побуждают воспитанников внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний. Они же привлекают внимание к интонационной стороне речи окружающих; создают ситуацию общения; формируют у детей навыки самоконтроля и критического отношения к своей речи; подбирают игры на развитие речи; проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.

Чем разнообразнее будут приемы педагогического воздействия на детей, тем более успешным будет развитие и формирование речи.

Поэтому хочется остановиться поподробнее на нетрадиционной форме работы, такой как проект "Инженерная школа".

Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них.

Проект "Инженерная школа" представляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей на базовой, первой ступени образования - дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее.

Основой непрерывно-образовательной деятельности являются деятельностный и личностно – ориентированный подходы в подборе содержания и организации работы. В работе с детьми используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Одним из основных условий успешного речевого развития детей является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда в логопедическом кабинете и группе. Развивающая предметно - пространственная среда позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а, значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Поэтому взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в рамках проекта "Инженерная школа" предусматривает использование комплекса развивающих авторских игр. Доказано, что данные игры являются эффективными в работе с детьми и на каждого ребенка в ДОУ приобретен комплект данных игр.

1.«Математический планшет»

Данная игра состоит из пластмассового планшета с 25-ю штырьками, набора резинок, набора цветных фигур.

2.«Цветные счетные палочки Кюизенера»

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов. В состав комплекта входит:

Белая (25штук, розовая (20штук, голубая (16штук, красная (12штук, желтая (10штук, фиолетовая (9штук, черная (8штук, бордовая (7штук, синяя (5штук, оранжевая (4штуки).

3.«Логические блоки Дьенеша»

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

-формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные);

-цветом (красные, желтые, синие);

-размером (большие и маленькие);

-толщиной (толстые и тонкие).

4. «Сложи узор» в трех вариантах (стандартный средний набор, набор из маленьких деревянных кубиков, набор из больших мягких кубиков)

В комплект входят 16 одинаковых кубиков, примеры узоров.

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции

1. Двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб

2. Произвольное торможение движений

3. Статическая координация движений

4. Динамическая координация движений

5. Пространственная организация двигательного акта

6. Темп

Ребенку предлагается выкладывать счетные палочки Кюизенера на столе в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд выкладывать как можно больше быстрее, в течение следующих 15 секунд выкладывать в первоначальном темпе.

7. Ритмическое чувство

Выложить определенный ритмический рисунок с помощью палочек Кюизенера, для разнообразия можно задать определенную цветовую гамму.

// /, / //,

/// /, / ///,

// //, // ///,

// ////, //// //.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ МОТОРИКА ПАЛЬЦЕВ РУК

В данном направлении используются все развивающие авторские игры.

Математический планшет (с помощью пластмассового планшета, набора резинок, набора цветных фигур выкладываем различные картинки, узоры).

Цветные счетные палочки Кюизенера (составляем различные рисунки, коврики).

Логические блоки Дьенеша (составляем различные цепочки)

Сложи узор (составляем различные узоры в соответствии с комплексно-тематическим планированием)

С помощью данных игр отслеживается:

1. Статическая координация движений

2. Динамическая координация движений

ФОНЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

1. Произношение звуков

При выявлении нарушений произношения обращается внимание, как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. Произношение одного и того же звука в речи ребенка часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец, от соседних звуков.

В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, в предложении и тексте.

2. Просодики

-голос

С помощью набора резинок («Математический планшет») выстраивается на пластмассовом планшете линия громкости голоса (громко-вверх, тихо-вниз).

-темп речи;

-мелодико-интонационная окраска речи;

-дыхание

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Неправильное произношение слов не ограничивается дефектами звукопроизношения. Часто встречаются и нарушения слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить слова различной слоговой сложности.

Выкладывание с помощью «Логических блоков Дьенеша» слов различной слоговой структуры. Также делается акцент на том, какой формы, цвета, толщины и размера выкладываются слова.

Начинаем с односложных слов (мак, дом, сыр, затем переходим к двусложным словам (роза, лапа, далее к трехсложным словам (панама, канава, малина) и четырехсложным словам (черепаха, паутина).

ФУНКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

- опознание фонем;

-различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам;

-повторение за логопедом слогового ряда;

-выделение исследуемого звука среди слогов;

-выделение исследуемого звука среди слов

Хлопни в ладоши, если услышишь слово с заданным звуком. Далее находим соответствующую картинку и выкладываем узор с помощью игры «Сложи узор».

-называние слов с заданным звуком

Далее выкладываем рисунок (картинку, используя игру «Сложи узор».

-определение наличия заданного звука в названии картинок;

-называние картинок и определение отличий в названиях;

-определение места заданного звука в словах (начало, середина, конец);

-раскладывание картинок в два ряда с различными заданными звуками.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

-понимание номинативной стороны речи

Выкладывание рисунков по словесной инструкции (игра «Математический планшет»)

-понимание предложений;

-понимание грамматических форм.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В данном направлении активно используется игра «Цветные счетные палочки Кюизенера». Хочется отметить, что используются только 5 призм различного цвета вместо 10, так как каждому цвету я задала конкретное количество слогов:

Оранжевая призма (палочка) соответствует пяти слогам;

Бордовая – четырем слогам;

Фиолетовая – трем слогам;

Красная – двум слогам;

Розовая – одному слогу;

Белая призма (палочка) соответствует одной букве.

На основе данной игры выполняются следующие инструкции:

- составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок; - составление предложений по опорным словам; - подстановка недостающего предлога; - пересказ текста после прослушивания; - рассказ из собственного опыта; - словоизменение; - словообразование.

С помощью развивающих авторских игр достигается желаемый результат:

-совершенствуется статическая и динамическая организация движений, функция пространственных координат;

-совершенствуется динамический праксис и дифференциация движений пальцев обеих рук;

- формируется правильное звукопроизношение;

-развиваются функции фонематического слуха и навыки звукового анализа;

-развивается и совершенствуется лексико-грамматическая сторона речи.

Таким образом, совместная деятельность учителя-логопеда с воспитателем формирует у детей навыки общего и речевого поведения, активизирует полученные знания в ходе образовательной и самостоятельной деятельности.

Чем разнообразнее будут приёмы педагогического воздействия на детей, тем более успешным будет формирование речи. Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Проводя занятия с построением на лексические темы, дети учатся общаться как между собой, так и с логопедом. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корректируемого логопедом, потом и спонтанного, или наоборот.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях и в непрерывной образовательной деятельности позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

• развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

• формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);

• формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.

• постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

• формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

• овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

• формированию пространственной ориентировки, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

• развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

• тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга).

Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий сделала педагогический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению материала.

Формирую предпосылки учебной деятельности через «Предшколу нового поколения», используется системно-деятельностный подход по ФГОС ДО в работе с девайсами.

Так, в разделе «Предшкола нового поколения» активно проводится работа по следующим разделам:

"Учимся писать буквы". Данный раздел включает в себя 4 файла (3-5 занятий в каждом файле). Логопедическая и педагогическая работа строится с учетом этапа коррекционной работы, индивидуальных возможностей и особенностей.

Задачи:

-Сопоставлять и сравнивать целое и его части: букву и ее элементы (находить элементы, из которых состоит буква, а также одинаковые элементы в разных буквах);

-Сопоставлять зрительный (изображения предмета) и звуковой (произнесенное слово - название предмета) образы одного и того же предмета; определять, в начале какого слова (из нескольких приведенных слов) находится данная буква (звук); определять, какая буква (звук) (из нескольких предъявленных букв) находится в начале данного слова;

-Выполнять инструкции и работать по образцу;

-Формировать двигательно - моторные умения и навыки (проводить замкнутые линии, обводить элементы букв; прописывать печатные буквы алфавита);

-Развивать фонематические процессы;

-Работать над звукопроизношением;

-Развивать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

Для развития и формирования мелкой моторики пальцев рук, работы над лексико-грамматическими конструкциями, тренировки памяти и различения цвета используется раздел "Раскраска", в котором представлены работы известных художников (К. Малевич, А. Матисс, К. Херинг) .

Работе с девайсами уделяется на логопедических занятиях и НОД не более пяти-семи минут, при этом используются знания об индивидуальных особенностях, способностях, возможностях и интересах детей.

Таким образом, современные образовательные ресурсы позволяют активизировать деятельность воспитанников, дают возможность повысить качество образования и профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Агитбригада «Дорожный знак» в рамках проекта «Школа дорожной безопасности»Агитбригада «Дорожный знак» в рамках проекта «Школа дорожной безопасности» Материал подготовили : Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель, Наволоцкая С. Н. - воспитатель С 18 по 20 ноября 2019 года в г. Череповце,.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопедаОрганизация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда Определений предметно-развивающей среды в отечественной педагогике существует огромное количество, если говорить об обобщенном варианте,.

Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро»Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями План работы музыкального руководителя с воспитателями. 2017 – 2018 учебный год Месяц Работа с воспитателями Сентябрь Консультация «Роль.

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями старшей группы на учебный год Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями старшей группы. Этот документ необходимо разработать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в рамках проекта «Инженерная школа»
Опубликовано: 26 января 2020 в 13:26
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в рамках проекта «Инженерная школа»» (включая файлы) размещена пользователем Макеева Екатерина (УИ 2037011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД