Ирина Пирогова
Эссе «Один день воспитателя детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее утро, ты встала с хорошим настроением несмотря на то, что предстоит работать целый день. Приходишь на любимую работу минут за 15-20 до начала рабочего дня, проверяешь собственную готовность не только к образовательной, но и к экспериментальной, игровой и творческой деятельности детей. На столе - план работы и короткая записка – подсказка, чтобы ничего не забыть и всё провести. Дети должны прожить свой период детства интересно, насыщенно, радостно, а главное, своевременно. Малыши должны наиграться, научиться дружить, взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, приобрести необходимые навыки самообслуживания и образовательной деятельности. Ты понимаешь, что обязана научить детей учиться, привить интерес к приобретению новых знаний.
Публикация «Эссе „Один день воспитателя детского сада“» размещена в разделах
А вот и пришёл первый ребёнок, потом и остальные. Каждого встречаешь с радостью, с удовольствием. Кого – то гладишь по голове, с кем –то «обнимашки», других достаточно потрогать по руке или плечу, не все детки принимают приветствия, некоторые приходят сонные. Тактильный контакт имеет значение. С каждым воспитанником обязательная короткая беседа на разные темы, стараешься угадать настроение малыша. Маленький человечек должен ощущать себя нужным, счастливым, его ждут и рады видеть. Родители уходят спокойными на работу, у них тоже есть свои обязательства. Уверяешь, что всё будет хорошо. В тёплое время года встречаешь детей на участке детского сада, в холодное – в группе. Наблюдаешь за контактом ребёнка с другими детьми, за тем, чтобы он нашёл себе занятие, «проснулся».
Вот и собралась вся группа. Предлагаешь детям убрать игрушки и подойти к воспитателю. Радуешься, что ребятки научились это делать. Не зря старалась с коллегой. Проводишь утреннее приветствие: упражнение «Здравствуй, солнце золотое!», психогимнастика «Ты мой друг», беседа о планах на предстоящий день. Мы желаем друг другу хорошего настроения, уточняешь, что никто не может портить настроение другому человеку, дети приходят в детский сад, чтобы играть, радоваться, узнавать новое. С таким настроем идём в зал на зарядку.
Зарядку проводит специалист, но порой мы делаем это самостоятельно. Дети положительно относятся к этому режимному моменту, потому что используем музыку, разнообразные атрибуты, игры.
Пора мыть руки и завтракать. Это время проходит с пользой. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой постоянно напоминаешь о правилах мытья рук, хотя мы это делали всегда. А за приёмом пищи рассказываешь о пользе отдельных продуктов и, конечно, прививаешь культуру поведения за столом и приёма пищи. Ребята знают, что за собой надо убрать кружки и воспользоваться салфетками. В любом режимном моменте – доброжелательность. Но ты помнишь, что строгость необходима, когда дети порой забывают о нормах поведения. В конфликтной ситуации вместе беседуем, разбираемся, призываешь к доброму отношению с одногруппниками. Дисциплина необходима, ребята должны слышать голос воспитателя и реагировать на слова взрослого. Это нужно и для безопасности самого ребёнка, и для подготовки к обучению в школе. Но всё в разумных пределах, учитывая возраст воспитанников.
После завтрака у детей есть время поиграть. Договорились с ребятами: брать можно всё, но убирать за собой. Часть детей играет, занимается с песком, камушками, составляя узор в экспериментальном уголке, а часть помогает ухаживать за цветами, готовиться к занятиям.
Ты вчера продумала, как проведёшь математику (ФЭМП). Дети ещё маленькие, но они уже знают цифры и геометрические формы, ты поработала над этим, используешь эти знания. Сегодня дети садятся в автобус и занимают свои места согласно билетам (карточки с цифрами или геометрическими формами должны совпадать с карточкой на стульчике, дети называют цифру или форму и садятся на стульчик). По сценарию занятия автобус несколько раз делал остановки, дети выходили и выполняли разные задания: считали игрушки, сравнивали их по высоте, называли предметы в группе, похожие на заданную геометрическую форму и т. д. В ходе занятия повторили и правила дорожного движения. В образовательной деятельности использована музыка, стихотворный текст, пальчиковая гимнастика, физкультурная разминка. Так интересно прошло первое занятие, использовано несколько образовательных областей. Образовательные, развивающие, воспитательные задачи решены. А ты для себя отмечаешь, с кем надо ещё поработать, кто не усвоил отдельные моменты.
Второе занятие – музыкальное. Мы все любим этот вид деятельности, дети внимательно слушают музыкального руководителя, действуют согласно указаниям педагога. Роль воспитателя здесь очень важна. Воспитанники быстрее запоминают слова песни, если воспитатель поёт с ними, эмоционально, хорошо артикулируя. А в отработке движений помощь воспитателя просто необходима. Взаимодействие с музыкальным руководителем (да и с инструктором физкультуры) должно быть. Музыкальные произведения, танцевальные движения мы используем в группе в разных режимных моментах, особенно в театрализованной деятельности.
Твои дети ещё малы, у них нет третьего занятия, поэтому собираемся на улицу. Этот момент требует организованности. Раздевальные комнаты небольшие, а деток достаточно. Объясняешь, что одеваться надо тихо, чтобы ни у кого не заболела голова. Напоминаешь порядок одевания, что сначала, что потом. Пока ребята одеваются, повторяешь с ними знакомые стихи, песни. Постоянно говоришь, говоришь…Обращаешь внимание на красоту одежды, на цвет, на материал, напоминаешь, что одежда должна оставаться чистой, родители любят ребёнка, стараются нарядить. Все готовы, все стоят у своих шкафчиков, проверяем порядок в шкафчиках, закрываем, встаём друг за другом, спускаемся по лестнице, держась за маленькие перила. Идём так тихо, как будто нас здесь и не было. Вышли на улицу, строимся парами (ищем себе дружочка) друг за другом. Это необходимо для организации детей.
Наша прогулка начинается с беседы, вспоминаем, чего делать не стоит и почему (нельзя подходить к забору и брать угощение от незнакомцев в целях безопасности, нельзя уходить со своего участка и т. д., а что можно спокойно делать. Рассказываешь детям, какие дела для группы вчера сделали папы: отремонтировали лодку – песочницу, сделали ремонт в домике. Повторяем стихотворение, которое учим, а это мы делаем постоянно. Каждый ребёнок знает, что сейчас они поиграют, а потом начнутся игры с воспитателем. Этого они очень ждут. Как проходит прогулка? Существует пять пунктов, которые обязательно соблюдаются: наблюдение, сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, индивидуальная работа, трудовая деятельность. Самостоятельная деятельность детей занимает основное время прогулки. Никто не ходит без дела. Никакого принуждения, любое предложение воспитателя обосновывается. Как правило, ребятки с удовольствием принимают всё, что говорит воспитатель. Листву подмести, посуду в домике красиво расставить, кубики в беседке собрать, песочек горкой сгрести и др. с удовольствием выполняют. Беседуешь с детьми о необходимости этого дела. Интересно наблюдать, как ребята играют в семью, как распределяют роли, они любят, когда ты включаешься в их игру. Для себя отмечаешь, кто организовал подвижную игру со всеми правилами. На прогулке стараешься поменьше говорить, чтобы дать связкам отдохнуть, предоставляешь детям самостоятельность. Но это редко получается. При проведении индивидуальной работы приходится говорить. В чём заключается индивидуальная работа? Повторяем порядок, количество, названия месяцев данного времени года, названия дней недели, повторяем счёт, порядковый номер, пальчиковые игры, цвета и т. д. Отрабатываем «школу мяча», прыжки, танцевальные движения и т. д. Всегда есть, над чем поработать. Причём всё нужно делать тактично, эмоционально, чтобы вырабатывался положительный рефлекс на разные виды деятельности и на получение знаний. Ты всегда мечтала, чтобы твои воспитанники обладали чувством юмора, поэтому подшучиваешь над ними по-доброму. Они уже понимают тебя и в ответ смеются или улыбаются. А это уже показатель благополучного климата в группе. Пусть смеются дети!
Дети вдоволь наигрались самостоятельно, призываешь детей убрать игрушки и собраться в беседке. Это традиционный момент. Собравшись, выясняем, кто во что играл и как. Даёшь детям выговориться, а потом берёшь слово и отмечаешь детей, которые смогли играть мирно, не конфликтуя, интересно развивая сюжет, рассказываешь про детей организовавших подвижную игру самостоятельно, хвалишь деток в песочнице, которые интересно поиграли и убрали за собой… В результате, каждый ребёнок отмечен добрым словом. Подводишь итог: играть надо мирно и всё за собой убирать. Поручаешь отдельным детям проверить участок на наличие разбросанных игрушек. Вся беседа занимает несколько минут. Дети видят полный порядок в беседке, на участке, в домике, заодно успокоились. А теперь главное, чего они всегда ждут: игры с воспитателем. Играем на участке группы, на спортивной площадке или на асфальте возле здания детского сада. Естественная потребность детей в движении должна быть выполнена. Дети любят игры с правилами, знают считалки, тексты игр, а их много и все надо помнить. Проводишь пару игр с высокой двигательной активностью, переходишь на хороводные с пением для успокоения, дыхательная гимнастика. Во время проведения игр повторяем с детьми, что нельзя расстраиваться, а тем белее плакать, если тебя осалили, это всего лишь игра, надо уметь проигрывать. А теперь пора прогуляться вокруг детского сада. Вот наш огород, здесь уже вырос урожай, назовём овощи, а здесь у нас уголок леса, вспомним названия деревьев, а это фруктовый сад, теперь полюбуемся на цветники. Наша прогулка закончена, заходим в сад тихо, потому что детишки группы раннего возраста готовятся ко сну.
Раздеваемся, складывая свои вещи. Здесь проблема. Ребята привыкли, что дома за них всё делают родители, помогаешь, конечно. Моем руки, умываемся и обедать. Аппетит нагуляли, тарелки быстро опустошаются. Дети, привыкшие к помощи родителей, ждут, чтобы их покормили. Призываем к самостоятельности, но помогаем, конечно, срабатывает материнский инстинкт, сердцу спокойнее, когда ребёнок сыт. Детки раздеваются и ложатся спать. Ребята знают, что, зайдя в здание, говорить надо тише, а после обеда ещё тише, все звуки потихоньку исчезают, настраиваемся на быстрое засыпание. В этом проблем нет, в основном. На прогулке была высокая двигательная активность, силы иссякли, надо восстановиться.
Дети так хорошо сопят, некоторые разговаривают смешно во сне, с кем –то спорят. У тебя есть время подготовиться к вечерним мероприятиям, напечатать план, списаться с родителями, отослать в родительский чат фото или объявления, поинтересоваться самочувствием детей, которые дома. Время так быстро проходит, а столько ещё надо сделать…
После сна проводится любимое детьми короткое занятие: ходьба по массажным дорожкам под весёлую музыку, короткая танцевальная разминка, обширное умывание (лицо, шея, руки до плеч). Спокойно одеваемся, причёсываемся, немного игры и полдник.
Вторая половина дня так же насыщена интересными занятиями. Сегодня ты запланировала инсценировку сказки «Теремок», приготовила шапочки. Дети уже предвкушают что-то интересное. После полдника стульчики по обычаю ставим в круг, беседуем, читаем, повторяем стихи. Настала очередь загадок про сказки. Отгадали сказку «Теремок», провели инсценировку сказки с пением. Радуешься, что детки научились эмоционально исполнять свои роли. В конце сказки построили новый домик. Надо отметить новоселье. Дети любят этот момент…дискотека. Танцуешь вместе с детьми, разделяешь с ними эмоции. Пора успокоиться. Часть детей выбирают себе игры в любом месте группы, а часть детей задействована для индивидуальной работы по отработке навыков рисования, пользования ножницами, штриховки и т. д. Идём продолжать играть на улицу, каждый знает, чем займётся. В распоряжении у детей самокаты, обручи, прыгалки, мячи… и весь участок. Начинают приходить родители, спрашивают о проведённом дне. У тебя нет привычки жаловаться на детей, напротив, ты замечаешь лучшее в ребёнке за этот день и делишься своими наблюдениями с родителями. Всё хорошо, мы даже можем рассказать новое стихотворение, порадовать родителей, подарив рисунок или поделку, изготовленную вечером. Каждый успех детей даёт тебе стимул к дальнейшим действиям, планам. В течение всего дня ты помнишь, что необходимо несколько раз в день встретиться взглядом с каждым ребёнком, каждый хочет ощущать себя нужным и желанным в группе. В твоём взгляде воспитанник должен увидеть доброту, улыбку, участие, а ещё лучше найти время поговорить с каждым ребёнком вне занятий, хоть немного.
День заканчивается, проверяешь порядок на участке, в группе, продумываешь завтрашний день, пишешь записку-подсказку. А дома вечером заполняешь новости на сайте группы. А может быть у тебя есть время сшить флажки?
Вот такой денё к выдался: насыщенный, интересный… ты – выжатый лимон, хочется рухнуть и забыться, помолчать, но время жаль, поэтому бодрящая чашка чая и…читаешь, музицируешь, монтируешь ролики, пишешь конспекты …хочется ещё много успеть, но день кончился, надо выспаться, завтра снова тебя будут ждать…что интересного и новенького ты приготовила?
Конечно, не всегда бывает всё гладко…но это уже другая история
Ты счастлива, что у тебя есть любимое дело!