Светлана Гнилицкая
Обучение навыкам планирования у детей дошкольного возраста как важный фактор индивидуализации ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение навыкам планирования у детей дошкольного возраста как важный фактор индивидуализации ребенка в детском саду
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей :
1. Механизмы (обязательные требования) :
Публикация «Обучение навыкам планирования у детей дошкольного возраста как важный фактор индивидуализации ребенка в детском саду» размещена в разделах
-диагностика способностей и склонностей ребенка;
-составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности:
• целенаправленное использование метода проб и ошибок;
• расширение спектра материалов, способов деятельности;
• учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);
-алгоритмы последовательности действий:
• создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;
• определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка :
• а) методы; б) средства; в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).
2. Специально организованные занятия в кружках.
3. Специальные образовательные ситуации.
4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,
5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».
Результаты индивидуализации ребенка :
1. Диагностика траектории успешности
2. Детское портфолио
3. Детские проекты
4. Родительско – детские проекты
5. Презентация продуктов детской деятельности
Изучая проблему индивидуализации детей дошкольного возраста, следует сказать об умении детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада.
Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.
Практика показала, что в процессе занятий, воспитатель учит детей ставить цель, планировать, выполнять контрольно-корректировочные действия. Но в этом случае общие способы действий формируются в ходе реализации содержания конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятельности. Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность.
Результаты обследования детей методом наблюдения показали, что в свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отличалась бедностью содержания и малой результативностью. Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходят» от первоначальной цели, переключаются на другие виды деятельности, не завершая начатого.
Во избежание этого, необходима помощь воспитателя, направленная на расширение у детей необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.
Как осуществляется планирование при индивидуализации?
С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Во время работы детей в подгруппах или сообществах по интересам, воспитатель может:
а) работать в одном из подгрупп;
б) переходить от одной подгруппы к другой, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;
в) переходить от одной подгруппы к другой, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;
г) наблюдать за конкретным ребенком.
Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных: на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры.
Рассмотрим планирование по возрастным особенностям.
2-4 года - Дети младшего возраста могут передвигаться из подгруппы в подгруппу или играть в одной из них, или общаться здесь же в группе со свободными взрослыми.
4-5 лет - Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в какой подгруппе он сегодня будет работать, что именно в этой подгруппе или сообществе предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.
5- 7 лет - Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в подгруппах, уход за растениями.
Так как подгруппы или сообщества могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка будет определена его готовностью к самостоятельной работе, качеством плана, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.
Спланированная работа может быть не закончена за один день (например, постройка дворца — дело длительное). В этом случае, ребенок может продолжить работу в последующие дни. Партнеры и помощники могут меняться в зависимости от желания самих детей. Более того, сам инициатор постройки дворца в какое-то время может утратить интерес к его изготовлению. В этом случае воспитатель не требует его обязательного присутствия — всегда найдутся те, кому эта работа интересна.
Таким образом, обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого - к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.
Литература:
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2012.
2. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. – М., 2010.
3. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : Учеб. пособие / Под ред. А. М. Матюшкина – М., 2004.
4. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста : пособие для педагогов ДОО – М. : Просвещение, 2015.
5. Савенков А. Эксперимент, затеянный природой // Школьный психолог. – 2008. – № 18.