Юлия Мазлова
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
в процессе сюжетно-ролевой игры
Модернизация различных сфер жизни: экономической, социальной, общественно-политической оказывают влияние на сферу образования. Т. е изменения, которые происходят в системе образования вызваны пересмотром образовательной парадигмы. Стратегическое развитие современного образования подразумевает развитие личности, ориентированной на нравственные ценности.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
С учетом того, что государственная политика предъявляет системе образования высокие требования, происходит пересмотр в способах и методах развития подрастающего поколения.
Это актуализирует проблему использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании в системе дошкольного образования.
В психолого-педагогической литературе проблема нравственного воспитания дошкольников рассматривалась многочисленными авторами в течение многих лет. Формы и методы, цели, задачи и содержание нравственного воспитания детей пристально изучались такими исследователями как: Е. Г. Беляковой, Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, И. А. Виноградовой, Н. В. Мельниковой, О. В. Коноваловой и другими.
Вопросами влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей дошкольного возраста посвящены исследования С. Н. Карповой, Н. В. Кондратьевой, Т. Л. Кузнецовой, Е. О. Смирновой, В. Холмогоровой, А. П. Усовой, А В. Чернова и др.
Таким образом, подходы ученых к трактовке и к содержанию нравственного воспитания дошкольников различны.
Обобщив научные изыскания многих мыслителей, можем констатировать, что нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.
Научно доказано, что именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные нормы поведения и моральные ценности, для формирования нравственных качеств личности.
Игра выступает как важная и неотъемлемая часть деятельности, через которую решаются все образовательные задачи. Посредством игры дети получат знания, учатся общаться в коллективе сверстников, приучаются к труду. Игра развивает все психические процессы детей : воображение, память, внимание, речь, мышление. Именно в игре у детей ярко проявляются эмоции, возникают привязанности во взаимоотношениях, развиваются такие качества как воля, взаимовыручка, забота, взаимопомощь, чувство долга и т. п.
Одной из разновидностей игр в дошкольном детстве является сюжетно-ролевая игра, к основным составляющим которой, судя из ее названия, относятся сюжет и роли.
Основным источником для сюжетно-ролевых игр детей является окружающий мир, с его богатством социальных связей и отношений. Сюжетно-ролевая игра детей отображает социальную действительность, жизнь и деятельность взрослых и сверстников, их чувства и взаимоотношения.
Сюжетно-ролевая игра предоставляет широкие возможности для нравственного воспитания дошкольников. Именно в ней дети могут проявить такие нравственные качества как : ответственность, дружелюбие, взаимопомощь, забота, терпение и многие другие.
Главная функция нравственного воспитания является формированием у подрастающего поколения социальных эмоций, нравственного сознания, устойчивых навыков нравственного поведения, нравственных чувств и активной жизненной позиции. К основным нравственным качествам, которые формируются у дошкольников относятся : доброта, сочувствие, сострадание, отзывчивость, эмпатия, справедливость, милосердие, взаимопомощь.
Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации, которая возникает при развитии сюжета и исполнении ролей.
Сюжет игры раскрывает ее содержание и отображается через выполнение детьми определенных ролей (мамы, врача, строителя, шофера, парикмахера и т. д.).
В сюжетно-ролевой игре дети особенно ярко проявляют свою позицию: активные дети легко сами организовывают игру; успешно подбирают товарищей для игры; самостоятельно распределяют роли, как правило, выделяя себе главные; активно общаются; развивают сюжет игры, легко вступая со сверстниками во взаимоотношения и играют, пока не иссякнет интерес к игре.
Активные дети самостоятельно разрешают возникающие конфликты: объясняют, доказывают, меняют состав играющей группы и т. д.
Малоактивные дети, замкнутые и робкие сами создать игру не могут, но с достаточным интересом участвуют в ней «по приглашению» более активных сверстников. Хотя замкнутые дети не проявляют в играх ярких эмоций, не могут самостоятельно разрешить стихийно возникающий конфликт, интерес к самой игре и к взаимоотношениям между сверстниками у них выражается достаточно сильно.
В сущности, сюжетно-ролевая игра четко установленных правил не имеет, она может организовываться детьми самостоятельно и развиваться стихийно. Но, при этой свободе, обязательно отображение определенного сюжета : если это игра в семью, то отражаться должны связи и отношения, проецируемые из реальных взаимоотношений старших с младшими, если это игра в поликлинику, то, соответственно, отношения врача и пациентов и т. д.
Своеобразие детской деятельности в сюжетно-ролевой игре требует соответствующих приемов управления процессом нравственного воспитания.
Педагог может, оценивая поступки героев (не детей, подвести к пониманию нравственных норм и ценностей.
Для осуществления процесса нравственного воспитания воспитатель может задать игре детей нужное направление. Основной путь влияние на выбор темы, на содержание игры, справедливое распределение ролей, развитие сюжета, коррекцию отображения игровых образов. Например, воспитатель, наблюдая, что в сюжетно-ролевой игре дети начинают отображать конфликт, он может нейтрализовать отображение конфликта в сюжетной линии, а после игры провести беседу о ссорах, конфликтах и возможности их избежать (не касаясь поведения детей в игре).
Постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение своих действий.
При этом, педагог может осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой косвенно и прямо. При косвенном руководстве игрой (без непосредственного вмешательства) коррекция поведения детей, с точки зрения нравственного поведения и поступков, будет осуществляться после игры.
При прямом участии педагога (помощь в распределении ролей, непосредственное включение и ролевое участие в игре, создании и развитии ее сюжета; разъяснение, помощь, советы, предложение нового направления развития событий) поведение детей корректируется непосредственно в ходе игры.
В обоих случаях педагог должен наполнить игру нравственным содержанием : объединить детей для совместной деятельности, учить соблюдать нормы поведения в общении друг с другом, развивать дружеские взаимоотношения, нравственные качества, стремление к совершению поступков, основанных на нравственных нормах.
После проведения игры педагог может (и должен) провести итоговую беседу и оценить поступки и поведение детей.
Таким образом можно сделать вывод о том, что реализованная педагогическая технология достаточно эффективна, и процесс нравственного воспитания дошкольников может успешно осуществляться в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.