Получи документы

Наставничество в образовании не в угоду моде, а необходимость

Татьяна Подколзина
Наставничество в образовании не в угоду моде, а необходимость
▼ Скачать + Заказать документы

Наставничество в образовании не в угоду моде, а необходимость.

«Наставник сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника».

В. Даль

Теме наставничества в школе уделено много внимания на современном этапе. Согласно федеральному проекту «Современная школа», до конца 2024 года должна быть разработана методология наставничества обучающихся общеобразовательных организации, в том числе с привлечением работодателей. Предполагается, что 70% учителей в возрасте до 35 лет будут задействованы в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.

Публикация «Наставничество в образовании не в угоду моде, а необходимость» размещена в разделах

В связи с этим небезынтересно посмотреть на наставничество в исторической ретроспективе: какую роль оно играло в жизни людей?

Принято считать, что первым известным наставником был Ментор — воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник — это скульптор душ, потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.

В XII веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы. Так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. Для этого выделялись специальные учебные часы. Тьютор ставил задачи и обсуждал со студентом различные пути их решения.

В России в середине XIX века в гимназиях была введена должность классного наставника, которому предписывалось изучать характеры учащихся и заботиться об их благополучии. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 года классный наставник был ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников. Классные наставники из числа преподавателей, работавших с классом, выполняли данные функции за отдельную плату. Директор и инспектор гимназии также были наставниками, но на общественных началах.

В истории есть много примеров выдающегося наставничества.

Отец Александра Македонского Филипп призвал в учителя своему сыну Аристотеля, и любопытным образом расплатился за обучение — восстановил Стагиру, родной город Аристотеля. Аристотель и Александр занимались в роще около городка Миезы, где до сих пор показывают каменные скамьи, на которых сидел Аристотель со своим учеником.

Есть случаи, когда наставники выдающихся политических деятелей, косвенно влияли на важные исторические события. Считается, что решение об отмене крепостного права, принятое царем-реформатором Александром 2, — во многом заслуга Жуковского, который начал заниматься с маленьким Александром, когда тому было всего 9 лет, и поставил цель вырастить его просвещенным и всесторонне образованным.

От наставника зависит многое. Он может внести большой вклад в развитие личности опекаемого. По мнению философа Сократа, главное — чтобы наставник «пробудил душевные силы ученика». Сократ и сам был прекрасным наставником для молодежи. Он проводил много времени в беседах с учениками и с помощью наводящих вопросов помогал им прийти к истине. Сегодня весь мир пользуется его методом, который так и называется «сократическая беседа».

Одной из эффективных систем профессионального наставничества в школе считалась советская. В книге Л. Б. Борисовой «Молодой учитель: труд, быт, творчество», вышедшей в 1983 году описывается опыт томской школы: «Иметь хорошего наставника хотят многие молодые специалисты. И там, где это делается с душой, результаты получаются отличные. Лариса Ивановна Ефимова, завуч школы № 3 г. Стрежевого Томской области, рассказывает о работе с молодыми специалистами… „В первую неделю сентября мы устраиваем собрание молодых специалистов… На собрании заслушиваем просьбы и предложения молодых учителей: это может быть и неустроенность быта, и недовольство нагрузкой, классным руководством. За каждым молодым специалистом закрепляется опытный учитель-предметник, а если необходимо, то и классный руководитель. При местном комитете профсоюза создается совет наставников. Раз в четверть на специальном собрании идет разговор о молодых специалистах — говорим о достигнутом и над чем надо работать…“ Кроме посещения уроков молодые учителя пользуются методической литературой своих наставников, получают оперативные консультации. Например, учительница Т. Г. Жданова в течение 1,5 года посетила свыше 50 уроков своего наставника». Как видно, уделялось внимание каждой мелочи. Неслучайно сегодня Томская область — один из регионов-лидеров в организации профессионального наставничества в школе.

Сегодня изменились социально-экономические условия и психология людей, поэтому институт наставничества претерпевает изменения. В наше время в поддержке нуждаются не только молодые и неопытные, то и те, кто сменил профессию или место работы. Наставники могут быть и у зрелых людей (например, цифровые волонтеры у преподавателей вузов). Такой тип наставничества называется «обратным». Наставники есть и у высококвалифицированных специалистов и руководителей.

Американский экономист Питер Друкер говорил: «Культура ест стратегию на завтрак», подчеркивая тем самым, что главное богатство любой организации — это люди и их отношения. Нужно заботиться об их профессиональном и личностном росте. Для этого в организации должна быть развитая система наставничества.

Это касается и отечественной общеобразовательной школы. Согласно Указу Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из средств достижения этой цели является профессиональное наставничество.

Без наставников в решении этих задач не обойтись.

Большой потенциал у наставничества также в связи с цифровизацией образовательного процесса, персонализацией обучения и индивидуализацией образовательных траекторий.

Таким образом, наставничество — это социокультурный феномен «на все времена», всегда актуальный в связи со стремлением людей к гармонии и благополучию. Направленность наставничества на эксклюзивную работу по передаче опыта, освоению нового и постоянному совершенствованию делает его особенно востребованным на пороге революционных перемен, которые ожидают нашу школу.

Свой жизненный путь каждый из нас выбирает сам и делает это по-разному: кто-то идет методом проб и ошибок, кто-то ищет полезные советы в книгах. Но часто, оказавшись на перепутье перед трудным жизненным выбором, для нас важна помощь и поддержка мудрого человека-наставника.

Педагог-наставник, каким он должен быть? Конечно же, компетентным и мобильным, способным оказать квалифицированную методическую помощь. Помочь не только знанием и умением, но и добрым словом, советом. Наставник, на мой взгляд, должен обладать такими человеческими качествами, которые помогут расположить к себе молодых педагогов и раскрыться им в профессии. Это педагог, способный помочь начинающим педагогам адаптироваться в коллективе, в профессиональном становлении и личностном развитии.

Наставничество помогает многим найти себя и не сбиться с пути. Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь своему подопечному избежать ошибок, которые делал сам. Задача наставника – оградить подопечного от критичных проблем, а далее только направлять и мотивировать к решению своих проблем самостоятельно.

Постоянно взаимодействуя и с молодыми, и с опытными педагогами, убеждена, что наставник и наставляемый являются равноправными участниками образовательного процесса. Наставник старается многому научить своих подопечных, но и сам многому учится у них.

Важно помнить, что в наставничестве выигрывают все стороны: одни получают умения и навыки, опыт и уверенность, другие – профессионально подготовленные кадры. А должность это или миссия решает каждый для себя самостоятельно.

Миссия у наставника и наставляемого молодого педагога общая – дарить свою любовь и заботу детям!

Литература:

1. Лапина О. А., Магальник Л. А. Наставничество : Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьные технологии. М., 2001, № 6. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. М., 1998.

2. Макарова Т. Н., Макаров В. А. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя // Завуч. Управление современной школой. М., 2007, № 6, с. 54–73.

3. Маслова Л. Помощь молодому учителю в профессиональном становлении // Методическая работа в школе. М. ,2009, № 1.

4. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М. ,1989. Учитель — методист-наставник стажера /Под ред. Г. С. Вершловского. М. ,1988.

Публикации по теме:

«Любить — необходимость мне». XLV Всероссийский Лермонтовский праздник Видео«Любить — необходимость мне». XLV Всероссийский Лермонтовский праздник Видео Традиционно в первую субботу июля Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» собирает почитателей творчества М. Ю. Лермонтова.

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Использование ИКТ в ДОУ — необходимость и актуальность В данной нам с вами современности, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников,.

Как возникла необходимость единых мер. Сказка для детей старшего дошкольного возраста Представляю вам, коллеги, сказку для занятий по знакомству детей с системой мер, которая появилась на свет благодаря Наталии Смирновой,.

Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования»Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования» Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью,.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Необходимость создания логопунктов на базе ДОУ Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления.

Автор публикации:
Наставничество в образовании не в угоду моде, а необходимость
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 09:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество в образовании не в угоду моде, а необходимость» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Подколзина (УИ 337672) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД