Анна Конопкина
Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков
Конопкина Анна Александровна
В статье кратко описаны направления работы с подростками по формированию уверенности в себе. Представлена оценка эффективности предложенной работы.
Ключевые слова: подростковый возраст, компоненты уверенности в себе, формирование уверенности в себе.
Публикация «Направления работы по формированию уверенности в себе у подростков» размещена в разделах
Подростковый возраст является одним из самых важных периодов социализации и становления личности человека, он характеризуется дисгармоничностью и противоречивостью развития. Именно в этот период формируется самосознание, которое делает подростков чувствительными к критике окружающих, эмоционально неуравновешанными и неуверенными в себе. Самосознание представляет собой глубокое психическое образование, значимым компонентом которого выступает самоотношение, активно формируемое в подростковом возрасте : развивается собственная самостоятельная система образцов самооценивания, все более совершенствуются способности проникновения в свой внутренний мир[1].
В структуре самоотношения выделяют уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства, гордости. Уверенная в себе личность высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием представлений о себе, ожидает, что отношение окружающих является идентичным ее представлениям. Уверенность в себе выступает залогом развития здоровой и полноценной личности[1].
Опыт психологической практики в общеобразовательных учреждениях показывает, что одной из самых частых проблем, с которой подростки обращаются к психологу, является проблема неуверенности в себе. Подростки ищут помощи в преодолении своей робости, стеснительности, неловкости, желая побороть свой страх оказаться непонятным или осмеянным среди сверстников[4].
В результате эмпирического исследования, проведенного на базе МБОУ «Окуневская СОШ» Кемеровской области с участием 50 школьников 7-8-х классов в возрасте 13-14 лет, было подтверждено, что большая часть подростков в действительности испытывает неуверенность в себе. Среди них 52% обучающихся 7 класса и 48% обучающихся 8 класса. Наряду с тем было обнаружено, что многие подростки имеют низкий уровень таких характеристик как решительность, смелость, инициативность, самоуважение, самооценка. Такие данные говорят о том, что подросткам в возрасте 13-14-ти лет необходима профессиональная помощь психолога.
Уверенность в себе представляет интегральную характеристику личности, составляющими которой выступают личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, поэтому формирование подростковой уверенности должно быть направлено на развитие этих компонентов. Развитие личностного компонента уверенности представляет собой работу над повышением уровня самооценки и самоуважения подростков, развитием навыков эффективного самопознания, позволяющих подростку осознать свои недостатки и достоинства, свои сильные и слабые стороны характера, формированием положительных установок по отношению к себе и к окружающим. Также важным является развитие когнитивного компонента. Сюда входит усиление чувства своей эффективности, укрепление веры в свои возможности и в себя, способность ставить перед собой разумные цели и добиваться их достижения. В работе над эмоциональным компонентом внимание уделяется формированию умения справляться со своими страхами и тревогой, возможности пересилить свое негативное эмоциональное состояние. Развитие поведенческого компонента уверенности в себе представляет умение определять себя как уверенного человека и формирование коммуникативной компетентности личности[2].
Работа с подростками проводится в форме психологической диагностики, психологического просвещения и психологической коррекции. Психологическая диагностика предполагает детальное изучение уверенных и неуверенных в себе подростков. Она проводится в виде тестирования с использованием стандартизированных методик. Психологическое просвещение включает: 1) разъяснение подросткам причин их психологических неудач; 2) обсуждение проблемы уверенности и важности этого являния для личностного развития; 3) побуждение подростков к активности на тренингах и в работе над собой[3].
Психологическая коррекция представляет собой активное формирование уверенности в себе. Главным методом здесь выступает тренинг. Его достоинство заключается в том, что он дает возможность осуществить на практике необходимые психологические условия, которые блягоприятно содействуют развитию у подростков способности к самопознанию, формированию опыта уверенного поведения и уверенности в себе.
Таким образом, система работы с подростками включает три направления : психологическую диагностику, психологическое просвещение и психологическую коррекцию. Только взаимодействие всех этих направлений работы приведет к желаемому результату, а именно к сформированности уверенности в себе у подростков, которая проявляется в: здоровой самооценке и самоуважении; признании своих достоинств и недостатков; сформированности положительного отношения к себе и окружающим; сформированной установки в успешности своих действий; умении верить в себя, свои силы, добиваться поставленных целей; возможность преодолевать себя и свои страхи; наличие навыков увренного поведения и способности вести эффективную коммуникацию[3].
Работа по вышеописанным направлениям велась в течение двух учебных лет с обучающимися 8 класса. В результате такой работы сократилось количество неуверенных в себе подростков с 48 до 23%. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что была проведена эффективная работа по формированию подростковой уверенности.
Литература:
1. Конопкина, А. А. Психологическая природа уверенности в себе у подростков [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 66-68.
2. Маслова, И. С. Формирование уверенности в себе как фактор профилактики девиантного поведения подростков [Текст] // Теория и практика общественного развития: электрон. науч. журн. 2012. № 12.
3. Папура, А. А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни [Текст] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. № 1.
4. Самоукина, Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М. : ИНТОР, 1997. - 192 с.