Елена Оснач
Закаливание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сразу после рождения ребёнок начинает адаптироваться к внеутробной среде обитания. Этот период занимает от 1нед до 1-2 мес. В пределах первых 2-3 нед не проводят специальных закаливающих процедур-ребёнок должен адаптироваться к тем условиям среды. Которые его окружают. Вместе с тем в первые недели жизни необходимо правильно организовать воздушный и температурный режим в помещении. создать условия для нормального сна.
Публикация «Закаливание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребёнка и предусматривают правильный режим дня. Рациональное питание. Ежедневные прогулки. Рациональную одежду. Соответствующий возрасту воздушный и температурный режимы в помещении. Регулярное проветривание комнаты
В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей.
1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье
2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий
3. Занятия должны осуществляться систематически
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст
5. Начинать закаливание можно в любое время года.
Однако мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания. Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось не в одной из времен года. Особенно важны закаливающие мероприятия летом – в преддверии осенне-земне-весеннего периода, до того времени, когда увеличивается количество инфекционных заболеваний у детей, снижаются показатели имунно-биологической реактивности их организма. Проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает заболеваемость, уменьшая ее в два три раза. Так же необходим температурный режим помещения, в особенности это касается температуры вдыхаемого воздуха. А. С Блударов показал существенное значение низкой температуры вдыхаемого воздуха для запуска химической терморегуляции, а тем самым для ускорения метаболизма в организме ребенка, его роста и развития.
Практически рекомендации для создания правильного температурного режима. Освежения воздуха путем систематических проветриваний помещений способствует не только нормализации температурного режима помещений, но и циркуляции воздуха.
В непроветриваемом помещении увеличивается содержание углекислого газа, что существенно меняет характер физиологических отправлений ребенка, в частности, гиперкапния существенно изменяет характер дыхания ребенка, его метаболизм.
Отмечено и клиническая картина состояния детей, длительное время находящихся в душных, редко проветриваемых помещениях. В этих условиях у детей снижается мышечный тонус, повышается раздражительность, отмечается плохой аппетит.
В осенне-зимнее время проветривание помещения необходимо проводить 4-5 раз не менее чем по 10-15 минут.
В летнее время не нужно запрещать детям играть с водой, пускать кораблики, строить водяные мельницы, купать кукол, мыть игрушечную посуду.
Важно предусмотреть то, чтобы одежда детей излишне не намокла.
Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых затем тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).
Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает переохлаждение и, что не менее важно, перегревание детей. Г. Н Сперанский отмечал негативные сдвиги в терморегуляции и в целом в состоянии здоровья детей при не правильном, чрезмерном одевании, в результате чего происходит перегревание. При этом повышается температура тела, усиливается потоотделение, снижается аппетит при систематически не правильном, чрезмерном одевании у детей могут возникнуть явления токсикоза и эксикоза. Перегревание в целом снижает рост и развитие детей, уменьшает имунно-биологическую реактивность организма.
Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в три слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.
Здоровым детям в помещении с нормальной температурой (17-19 t) не рекомендуется носить шерстяные носки, дополнительно шерстяные свитера.
Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову – панамку, на ноги – сандали без носков. В прохладную погоду одежда должна быть более теплой – хлопчатобумажные джинсы, носки и рубашка или кофточка.
Обувь необходимо специально подбирать так, чтобы она была свободна не только для ходьбы, но и для бега. Дети больше, чем взрослые, двигаются, бегают, играют в этой связи обувь не должна стеснять ноги при движении. Помимо этого в плохо подобранной тесной обуви ноги быстро потеют и, напротив, быстрее охлаждаются в холодную погоду важно и то, чтобы у детской обуви по возможности были каблучки (для профилактики плоскостопия).
Трудовая деятельность детей так же является важным элементом в закаливании дети часто предпочитают не просто игры а труд на ровне со взрослыми. Дети дошкольного возраста без труда исполняют не сложные поручения взрослых, и не следует ограждать их от этой работы.
Сочетание социальной адаптации и закаливания – наилучший способ увеличения сопротивляемости детского организма.
Таким образом, рациональное провидение не специальных закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших- уже специальных- закаливающих процедур.
С возрастом в распорядке дня ребенка должны занимать все больше места физические упражнения, они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипаксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти процессов обучения, нормализации эмоционально -мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только физической, но и в умственной деятельности для повышения мышечной активности необходимо физические упражнения для совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения развития плоскостопия. Организация физических упражнений при закаливании детей предусматривает прежде всего подбор упражнений с преимущественным развитием больших мышечных групп необходимо чередовать упражнения, большой и малой интенсивности помимо специальных занятий, дети ежедневно выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику, а во время прогулок, осуществляют подвижные игры. У детей 5-6 лет упражнения и движения должны быть связаны с игрой или имитацией игры во время занятий необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. При этом происходит совершенствование ходьбы, бега, прыжков, лазание.
Эффективность занятий в особенности велика при положительном эмоциональном фоне ребенка.
В последние годы разработаны методы провидения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста на открытом воздухе на протяжении круглого года. Установлено, что при соблюдении разработанной методики у детей повышается уровень здоровья, снижается заболеваемость.
Понимание данной проблемы тесно связано с изучением физиологических механизмов адаптации детей к средовым факторам и физическим нагрузка. Именно благодаря всестороннему научному анализу механизмов адаптации развевающегося ребенка можно оценить значимость закаливания, сделать его эффективным средством в снижении заболеваемости детей.
Закаливание может быть по истине неисчерпаемым источником преумножения здоровья детей с самого раннего возраста.