Анна Гега
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в дополнительном образования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в дополнительном образования»
Бурные процессы в жизни людей, природные катаклизмы планеты обращают на себя всеобщее внимание. Очевидно, что решение накопившихся экологических проблем может и должно идти одновременно двумя путями. Первый путь – это согласование, принятие и выполнение постановлений на метагосударственном уровне. Второй путь, будет медленнее – это путь образования и воспитания экологической культуры и экологического мировоззрения.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание сегодня необходимо. Любыми методами, средствами и формами детям и даже взрослым нужно показывать связи человека с природой, его зависимость от нее, развивать трепетное отношение к природе.
1.1. Самоценность дошкольного детства. Приобщение ребенка к природе.
Первые семь лет жизни ребенка – это период его роста и развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление сознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем мире, и выделять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее, как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Константин Дмитриевич Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообшать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.
2.2. Методы и приёмы экологического воспитания.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приёмам, которыпе обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относят наблюдение, эксперимент, игры. Также применяются методы, основанные на словах преподавателя – рассказ, чтение художественной литературы, беседы, наглядные изображения. Методы и приемы, могут соединяться педагогом, например, наблюдение с беседой, рассказ педагога с чтением художественных произведений. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например: игровые приемы используются при наблюдении, в беседах. Можно сравнивать во время наблюдений, или в дидактических играх.
2.2. Наблюдение – основной метод в группах дошкольного возраста.
Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения.
Преимущества наблюдений – занятий в том, что ребята могут видеть растения и животных в среде их обитания. Цель этих наблюдений – знакомство с изменениями времен года, развить умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.
2.3. Художественная литература, как помощник ознакомления дошкольников с природой.
Множество художественной литературы написано, но целесообразно ознакомить с произведениями В. Чернышевского «Оттаявший чиж», рассказом С. Иванова «Письмо», Лопатина А., Скребцова М. «Сказы матушки Земли». Обсуждение прослушанных рассказов послужит основой для формирования у дошкольников доброго отношения к природе. Сказки с экологическим содержанием помогают понять природу, взаимоотношение с ней человека. Сборник экологических сказок Н. Рыжовой показывает, как важно знать и соблюдать законы экологии.
2.3. Экологическое воспитание в играх
В процессе игры учащиеся получают экологические знания, умения, ценности и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Игра способствует развитию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Она может быть грустной, веселоц, коллективной, одиночной. Примеры таких игр: «Что такое хорошо и что такое плохо». (Преподаватель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем оценивают действия персонажей. Игра «Какая это птица?». Преподаватель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто кричит; дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку.
Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира. Ребенок учится играя.
2. Экологическое воспитание на занятиях.
В дополнительном образовании главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильное отношение к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам, поэтому занятия проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений, экскурсий.
Провожу занятия по формированию понятия живое и неживое. При рассмотрении растерния вместе с детьми определяем наличие основных органов, состояние растения, условия, в которых оно находится.
Другим важным требованием к занятиям является активная деятельность с раздаточным материалом.
Важно, чтобы дети не только усваивали знания о природе, но учились задавать вопросы, например: «Как ты узнал? Как это доказать? Как можно проверить?». Также необходимо проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения за природоц, птицами, животными.
Например, особое значение необходимо придавать зимней подкормке птиц. Зимняя подкормка птиц дает возможность наблюдать за ними: дети учатся различать зимующих и перелетных птиц, узнают, как птицы летают. Цель – уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки и подвести к пониманию того, что человек, подкармливая птиц зимой спасает их от гибели.
Так, в нашем экологическом центре, мы провели природоохранную экологическую акцию
«Кормушка» для дошкольников и их родителей.
1.2. Не обошли мы стороной и акцию «Сдай батарейку». Перед акцией, с детьми была проведена беседа «О вреде использования батарейки». Сделали постановку сказки «Бурый Мишка и батарейка», целью которой являлось воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле. Принимали участие в акции «Берегите первоцветы». В рамках акции провела беседу c наглядынм материалом на тему «Первоцветы». Смотрели видеоролик о разнообразии первоцветов. Дети нарисовали рисунки, поучаствовали в акции. Также воспитанники приняли участие в экологической акции по озеленению своего города (МБУ «Зеленстрой» г. Ялта).
Дети охотно принимали участие в этой акции. Внимательно слушали и старались все делать правильно. Теперь, гуляя с родителями по городу, они смело говорят, что эти цветы – результат их труда, посадили они.
На базе МБУДО «ДЭЦ» провели социальную акцию «Поможем бездомным животным». Целью этой акции является формирование у детей чувства ответственности и сочувствия к братьям нашим меньшим. Привлечь внимание детей и взрослых к проблеме защиты бездомных животных.
Были проведены беседы о бездомных животных, выясняли,каких животных можно назвать бездомными, и какая помощи им необходима. Просмотр мультфильма «Котенок Гав». Учащимся рассказали о ялтинском приюте для бездомных собак – «Ковчег». И родители, и дети с удовольствием поучаствовали в благотворительной акции, собирали корма для животных.
1.1. Была проведена предварительная работа с детьми: а) чтение художественной литературы о птицах; б) рассмотрены иллюстрации с изображением зимующих птиц; в)изучено, из каких материалов строятся кормушки, и чем необходимо кормить птиц зимой. После этого, ребята принесли свои кормушки с кормом для птиц, и они были совместно развешены на деревья на территории городского парка. (1.2.).
Заключение
Главное – всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного, нужно развивать их эмоциональную среду, потому что чувства дошкольников еще не устойчивы и глубоки.
Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях можно учить детец понимать влияние деятельности человека на природу. Задача преподавателя - подвести детей к пониманию того, что мы все вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Список использованной литературы:
1. С. Н. Николаева (Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников).
2. С. Н. Николаева Теория и методика экологического образования детей. 2002г.
3. Н. Г. Найденская Занятия по основам экологии для дошкольников и младших школьников.
4. С. Н. Николаева Как приобщить ребенка к природе: Новая школа, Москва, 1993г.
5. Н. А. Рыжова «Не просто сказки, рассказы и праздники», Линка-пресс, Москва, 2002г.
6. С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин «Экологическая педагогика и психология», Ростов-на-Дону, Феникс, 1996г.
7. В. А. Зебзеева «О формах и методах экологического образования дошкольников».