Безрукова Светлана
Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников в процессе подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста
Одними из значимых качеств личности выступает формирование нравственно-волевых усилий, особенно, это касается ребенка дошкольного возраста.
Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.
Публикация «Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников в процессе подвижных игр» размещена в разделах
Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.
А. С. Белкин отмечает, что младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится [5, с. 79].
Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.
Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.
Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.
Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.
Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества [12, c.47] :
- настойчивость;
- самостоятельность;
- ответственность;
- организованность;
- трудолюбие.
Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.
На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста.
В своих исследованиях Е. Кравцова выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны [13, с. 140] :
- развитие целенаправленности действий;
- установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;
- возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
В дошкольном детстве постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Возможность удерживать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения.
Условия формирования волевого развития непосредственно связаны с тесным взаимодействием с взрослыми, при этом необходимо учитывать не только актуальный уровень формирования нравственно-волевой регуляции, но и потенциальные возможности ее развития у дошкольников.
1.2 Развитие нравственно-волевой сферы в дошкольном возрасте
Е. В. Бондаревская указывает на то, что дошкольный возраст и нравственно-волевые качества на первый взгляд могут показаться несовместимыми. Однако фундамент, на основе которого формируется волевая сфера личности, закладывается в детстве. Внимательные взрослые замечают, как с каждым годом все явственнее проявляются волевые качества дошкольников. Несомненно, в различной степени у каждого отдельного ребенка. Тем не менее, ко времени поступления в школу целенаправленная регуляция действий на определенном уровне присуща каждому дошкольнику [6, с. 29.].
В раннем детстве поведение отличается импульсивностью и ситуативностью. Эти характеристики остаются ярко выраженными и в дошкольный период, но у ребенка постепенно формируются ресурсы, которые в дальнейшем помогут ему управлять своими действиями.
Без проявления воли невозможны действия, направленные на достижение отдаленного результата, которые сами по себе не увлекательны для ребенка.
Например, каков интерес у малыша к собиранию игрушек, если это дело нужно выполнить ради просмотра мультика? Никакого. Но игрушки нужно собрать, чтобы родители допустили к желанному экрану.
Поэтому дошкольник, хотя и без всякого старания, забрасывает игрушки в соответствующую корзинку. Несомненно, это волевые усилия.
Подобный пример иллюстрирует, как взрослые стимулируют ребенка проявить волю. Но еще в большей степени формирование волевой сферы ребенка зависит от его личной активности. Ведь, что подразумевается под «проявлением воли»? Поставить (увидеть, пожелать) некую цель и предпринять усилия ради ее достижения. А такая настойчивость имеет место тогда, когда человек сам ставит цель, реализует действия, настойчиво их повторяет ради достижения результата [11, c.140].
С. А. Козлова отмечает, что в трехлетнем возрасте волевые ростки уже уверенно пробиваются со словами «Я сам!». Когда ребенок настойчиво требует самостоятельности, чтобы налить суп половником в свою тарелку, это вовсе не каприз. Малыш осознает цель, понимает способ ее достижения и желает самостоятельно эту цель достигнуть. Простейший волевой акт с точки зрения психологии, но такой важный и непростой в исполнении для ребенка [18, с. 63].
По мнению Т. П. Авдулова, с каждым годом дошкольник продвигается в волевом развитии, направляя усилия на достижение разнообразных целей. Цепочки действий, благодаря которым выполняются представшие задачи, становятся более длинными [3, с. 48].
Старшие дошкольники ставят перед собой цели, важные не только им самим, но и окружающим. В 6-7 лет многие дети готовы помыть посуду, чтобы порадовать маму; сделать поделку ко дню рождения бабушки и пр. Это уже не одноактные действия, а поступки, требующие волевой регуляции действий.
1.3 Формирование нравственно-волевого действия
Любая деятельность состоит из нескольких обязательных звеньев. В повседневной жизни никто об этом не задумывается, хотя даже самое краткосрочное действо включает все звенья. Если разложить на составляющие, то структура волевого действия в дошкольном детстве выглядит следующим образом:
- появление и удержание цели;
- планирование, как ее достигнуть;
- поиск средств достижения;
- выполнение собственно действий;
- проверка результата.
Практически каждый шаг в этой цепочке осуществляется с привлечением волевых усилий. Причем, трудности для юной личности могут возникнуть на любом из этапов. К примеру, ребенок заявил, что он будет строить гараж для своих машин. Выставил в ряд несколько кубиков, и вдруг в ворохе игрушек обнаружил затерявшийся самолет. Схватив самолет, дошкольник уже планирует по комнате, напрочь отбросив недавнюю цель. Если, «налетавшись», ребенок возвращается к своим кубикам и продолжает строить гараж (правда уже не для машин, а для самолета, то ему удалось удержать цель.
В младшем дошкольном возрасте дети чаще теряют цель, нежели удерживают ее. Чтобы целеполагание обретало большую устойчивость, взрослые должны напоминать ребенку, возвращать его к первоначальному замыслу («Ты хотел еще нарисовать солнышко…», «Ты собиралась всех кукол уложить спать, а пока спит только одна…»). Дети 3-4 лет нуждаются в таких подсказках.
В 5-6 лет с выполнением волевых действий иная проблема. Дети уже значительно лучше удерживают цель, но скомкивают непосредственное выполнение. Как правило, они ответственно выполняют часть запланированного, затем наступает потеря интереса, и завершают лишь бы как.
Многим мамам знакома ситуация, как пятилетняя дочка рвется помыть посуду, но хватает ее энтузиазма только на несколько первых тарелок. А дальше малышка быстренько подставляет чашки под струю воды и заявляет, что она уже справилась.
Любопытно, что в среднем дошкольном возрасте на результат действий ребенка сильно влияет успешность. Дети запросто могут бросить дело, если у них что-то не получается.
Иное отношение демонстрируют дошкольники 6-7 лет. Поскольку они уже осведомлены в социальных и нравственных нормах, отличают желательное поведение от нежелательного, то стараются продолжать работу, столкнувшись с препятствиями и неудачами.
Немало и таких детей, которых по-настоящему стимулирует преодоление трудностей. Они проявляют настойчивость и упорство, чтобы прийти к тому результату, который им представлялся в виде желанной цели. Например, взявшись за изготовление новогодней игрушки, некоторые дети выдерживают несколько неудачных попыток и продолжают работу. Желание видеть на новогодней елочке игрушку, сделанную своими руками, настолько сильно, что удерживает внимание и задор ребенка.
Вывод:
Таким образом, формирование нравственно-волевых качеств дошкольника начинается в раннем возрасте и продолжает свое развитие на протяжении длительного времени. Нельзя недооценивать роль семьи, влияние коллектива и окружающих людей в формировании нравственно-волевых качеств дошкольников.
Нравственно-волевые качества дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности: игре, общении, труде.
Важной задачей дошкольного детства является необходимость создания благоприятных условий для совершенствования нравственного волевых черт личности ребенка в играх, которые требуют проявления настойчивости и воли для достижения поставленных целей.
Становление нравственно-волевых качеств происходит в дошкольном возрасте. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем, может взять верх над ситуацией, сказать «я хочу» или «я не хочу».
Формирование нравственно-волевых качеств дошкольника зависит от нескольких условий:
- сложности задач;
- длительности выполнения;
- успешность или неуспешность непосредственных действий;
- наличие поддержки со стороны взрослого.
Старшие дошкольники могут ставить значимые цели не только для них, но и для окружающих. Конечно же, игровые мотивы остаются значимыми для детей на протяжении всего дошкольного детства, именно поэтому, в дидактической игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого.