Елизавета Ивановна
Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Статья на тему: «Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Коптелова Елизавета Ивановна
Актуальность
Детский сад- это та пора, когда дети познают что-то новое, развивают в себе разные стороны. В детском саду воспитатель стремиться развить у детей определённые физиологические и духовные качества. Одно из таких качеств- это развитие мелкой моторики.
Публикация «Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитость навыков мелкой моторики руки имеет огромное значение для психического и общего физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного периода.
Мелкая моторика - это точные, высокодифференцированные движения, преимущественно небольшой силы и амплитуды, в которых задействованы мелкие мышцы.
Проблемой развития мелкой моторики занимались такие авторы как: М. М. Кольцова, Э. Г. Пилюгина, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер. Вопросами развития и совершенствования мелкой моторики именно посредством оригами, занимались такие авторы как С. Ю. Афонькин и Е. А. Афонькина.
Одним из положительных показателей развития ребенка является высокий уровень развития мелкой моторики. С высоким уровнем развития мелкой моторики, ребенок будет успешен в процессе обучения. Этот факт подтверждают исследования Куцаковой Л. В., Афонькина С. Ю., Тарабариной Т. И., Шумакова Ю. В., Шумаковой Е. Р., Косминской В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С., Комаровой Т. С. и др.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки руки к письму.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова,.В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других, посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсорной моторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Таким образом, обучение детей технике оригами является актуальным, так как оказывает большую роль на развитие мелкой моторики дошкольников, что является показателем психического и физического развития ребёнка.
Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима и имеет множество достоинств в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В. Б. Косминская, Е. И. Васильченко, А. С. Макаренко, Т. С. Комарова и другие, но большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Фридриху Фребелю, известному немецкому педагогу. Фребель считал, что жизнь, движение и знание - есть три части одного гармонического аккорда. Его философия воспитания и образования включала четыре важных компонента:
Свободная активность
Творчество
Участие в жизни социума
Мышечная активность.
Основываясь на этих идеях, он предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование с предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки и циркуля, а через буквально осязаемые предметы, складывающейся бумаги. Пытаясь воплотить эту идею в жизнь, Фребель вместе со своими учениками складывал незатейливые фигурки из бумаги, по сути, делая первый шаг к внедрению оригами в педагогический процесс. К сожалению, в начале XIX века Фребель не мог быть знаком со способами оригами в полном объеме, но вместе с тем, его можно смело назвать первым практическим европейским педагогом - оригамистом.
Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. Многие отечественные педагоги (Л. В. Куцакова, С. Афонькин, Т. И. Тарабарина, Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р. Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) в своих работах отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.
В исследованиях Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и многих других, посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, а это способствует повышению уровня интеллекта, развитию основных психических процессов (внимание, восприятие, воображение, логика, активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Но можно ли использовать оригами в обучении в детском саду? Этой проблемой занимались Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и другие педагоги-психологи. В своих исследованиях они доказали, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.
По определению Т. С. Комаровой под детским конструированием принято понимать «создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, дерева и других материалов». В конструировании из бумаги по типу оригами Т. С. Комаровой выделяет следующие задачи:
- совершенствовать умение детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;
- учить работать по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру ;
- совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.
По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой. А. С. Макаренко подчеркивал, что мир ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее в следующий раз, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия.
Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических фигурах, понятие об их сторонах, углах, центре. Дети знакомятся с разными приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям приобрести не только новые изобретательные навыки, но и проявить свои творческие способности. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.
Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Тренировка пальцев рук у детей, стимулирует умственное развитие, способствует выработке основных элементарных умений (одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование столовыми приборами, ножницами). Тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными.
Работая с бумагой, дети упражняются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания.
Оригами имеет одну важную, отличающуюся от других методов развития мелкой моторики, особенность - это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, представляет для него ценность.
Занятия оригами не только интересны, но и максимально полезны для детей. В непринужденной дружеской обстановке небольшими группами, в приятном общении на этих занятиях дети постигают азы древнего искусства. Учатся различным приемам работы с бумагой, следуя принципу - «от простого к сложному».
Настойчиво добиваясь соблюдения главного правила оригами -точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем глазомер и зрительно-моторную координацию, развиваем концентрацию внимания, уточняем пространственные представления. Выполнение разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают пространственные понятия - спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения, а так же глаголами, обозначающими действия, производимые с бумагой в процессе работы. Освоив какую–либо модель, у детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других. Повторяя выполнение определенных действий, тренируются память, планирование и контроль над своей деятельностью (упреждающий, текущий, а так же распределение внимания между речью и практическим действием. Делясь своим опытом, сопровождая показ изготовления фигурки пояснениями, дети преодолевают застенчивость и нерешительность.
Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами – не только интересное занятие, но и имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, благоприятно влияет на их речь и подготовку к обучению в школе.
При обучении технике оригами следует соблюдать общие правила:
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумагу для оригами необходимо подбирать тонкую, упругую, хорошо сгибающуюся, цветную.
4. Показ изготовления лучше производить на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5. При показе избегать лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой поделки оригами организовывать поэтапно: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия тщательно проглаживать, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки
8. Углы и стороны в процессе складывания точно совмещать.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
В заключении хочу сказать, что оригами имеет одну важную, отличающуюся от других методов развития мелкой моторики, особенность в результате которой готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, представляет для него ценность.
Занятия оригами не только интересны, но и максимально полезны для детей. В непринужденной дружеской обстановке небольшими группами, в приятном общении на этих занятиях дети постигают азы древнего искусства. Учатся различным приемам работы с бумагой, следуя принципу - «от простого к сложному».
Настойчиво добиваясь соблюдения главного правила оригами -точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем глазомер и зрительно-моторную координацию, развиваем концентрацию внимания, уточняем пространственные представления. Выполнение разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают пространственные понятия - спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Повторяя выполнение определенных действий, тренируются память, планирование и контроль над своей деятельностью, а так же распределение внимания между речью и практическим действием.
Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами – не только интересное занятие, но и имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, благоприятно влияет на их речь и подготовку к обучению в школе.