Татьяна Скрипунова
Консультация для родителей «В детский сад с радостью! Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
Скрипунова Т. Г.
Воспитатель ГБДОУ №131
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
«В детский сад с радостью! Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Детский сад - это новый этап в жизни ребенка. В его привычном укладе жизни меняется всё : режим дня, обстановка, окружающие его люди. Естественно, смена привычного уклада жизни вызывает у ребенка сильный стресс. Разные дети реагируют на это по-разному: кто-то сильно плачет и не может оторваться от мамы, приходя в группу, кто-то начинает плакать еще дома, а кто-то уже после посещения детского сада начинает капризничать. Весь этот эмоциональный всплеск ребенка не что иное, как адаптация к новым условиям его жизни.
Публикация «Консультация для родителей „В детский сад с радостью! Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Так что же такое адаптация?
Адаптация - это процесс приспособления организма к изменяющимся условиям жизни. У детей новые условия его жизни - это посещение незнакомого ему помещения - детского сада. Этот процесс охватывает и самих детей, и их родителей и педагогов. Каждый из них проходит весь этот процесс вместе, становясь звеньями одной цепочки под названием «адаптация». И от того насколько каждое звено готово к изменяющимся условиям, готово пережить адаптацию зависит конечный результат. Ведь спокойный малыш - это следствие правильного поведения и родителей и педагогов в целом.
В этой статье хотелось бы рассказать о том, как облегчить адаптационный период ребенка, поступающего в дошкольное учреждение.
Итак, начнем с того, какие же причины заставляют ребенка так бурно реагировать на изменяющийся его ритм жизни.
Во-первых, ребенок, приходя в детский сад, оказывается в абсолютно незнакомой ему обстановке. И это касается не только самого помещения детского сада. Меняется пища, запахи, взрослые, сверстники - одним словом, всё. И нормальная реакция организма реагировать на такую резкую смену уклада это стресс. Так как дети являются еще эмоционально не зрелыми, они не умеют скрывать свои эмоции, поэтому нормальной реакцией на стресс у ребенка является плач, сильная тревожность. Иногда результатом таких стрессов может быть повышенная температура, дети начинают болеть простудными заболеваниями, пропадает сон, снижается аппетит, пропадает речь, теряются навыки самообслуживания.
Родители, которые отдают своих детей в детских сад, страдают не менее своих маленьких чад. У них тоже повышена тревожность, обостряется чувство жалости к своему ребенку, повышается интерес ко всему, что связано с детским садом и его режимными моментами. Они задают очень много вопросов педагогам, интересуясь подробностями жизни их ребенка в группе.
Педагог между тем тоже адаптируется каждый раз, принимая новую группу. Ведь ребенок, который только приходит в дошкольное учреждение, уникален и процесс адаптации у всех происходит по разному, и воспитателю приходится искать индивидуальный подход к каждому. Также за каждым из детей стоят родители, с которыми воспитателю тоже приходится искать точки соприкосновения и выстраивать взаимоотношения на основе доверия и доброжелательности. Воспитатель знает, что какие бы знания не были им накоплены на протяжении многих лет, они не всегда срабатывают, применяя их в тех или иных случаях. А это значит, что впереди долгий и кропотливый процесс имя которому АДАПТАЦИЯ!
Так сколько же может длиться этот процесс?
Различают три степени адаптации :
Первая - легкая степень (15-30 дней)
Вторая - средняя степень (30-60 дней)
Третья - тяжелая степень (от 2 до 6 месяцев)
Адаптация считается закончившейся, если у ребенка начинают преобладать положительные эмоции по отношению к детскому саду, тревожность спадает, ребенок не плачет при расставании с мамой, восстанавливается речь, ребенок вспоминает навыки самообслуживания, нормализуется сон, улучшается аппетит.
Вот несколько советов, которые помогут ребенку как можно легче пережить этот процесс:
1. Режим дня! Перед тем как начать посещать детский сад постарайтесь приблизить режим дня ребенка к «детсадовскому», а именно, ранний подъем утром, завтрак, прогулка, обед и дневной сон, всё должно быть в то время когда это происходит в детском саду.
2. Положительный настрой! Проходя мимо детского сада, обязательно обратите внимание малыша на ребят, которые там гуляют. Расскажите, как им там весело и хорошо. Обязательно упоминайте слово «воспитательница». Дома играйте с куклами и плюшевыми игрушками в «садик». Кормите их, укладывайте спать, проиграйте процесс расставания, акцентируя внимание на словах «я за тобой приду».
3. Соблюдайте четкий график посещения детского сада во время адаптации! Приведя ребенка в детский сад, первую неделю оставляйте ребенка не дольше 2 - 3 часов. Даже, если вам кажется, что ребенок уже привык, это не так! На смену положительных эмоций от новых игрушек и обилия ему внимания, придет страх расставания, если мама будет отсутствовать слишком долго. Время посещения нужно увеличивать постепенно, советуясь с психологом детского сада и воспитателями.
4. Еще раз режим! Дома, в выходные дни, постарайтесь не забывать о режиме дня. Дневной сон у ребенка должен быть обязательно, также как и вовремя проведенная прогулка.
5. Категорически нельзя! Ругать ребенка за слезы при расставании, а также напоминание ему о том, что он «обещал не плакать» тоже будет малоэффективным. Отзываться о детском саде и его воспитателях плохо при ребенке. Это приведет к тому, что ребенок будет думать, что там плохо, и это место нехорошее. Нельзя обманывать ребенка своим скорым приходом, если вы на самом деле собрались его оставить на целый день. Так ребенок перестанет вам доверять, и уже никакие уговоры не плакать не помогут.
6. Положительные эмоции. По дороге из детского сада обязательно интересуйтесь, как прошел день малыша. Даже если словарный запас ребенка очень мал, попытайтесь задавать ему наводящие вопросы, чтобы он мог вспомнить хорошие и радостные моменты жизни в группе. Как гуляли, что кушали, какую сказку слушали. Чтобы в конце дня у ребенка отложилось в голове, как хорошо он провел день в детском саду!
Как только ребенок начнет сам вам рассказывать о радостных моментах, случившихся с ним в течение дня - это верный признак того, что ребенок освоился.
От поведения педагога тоже зависит очень много. От правильно выстроенной модели поведения можно с уверенностью сказать, что самочувствие и эмоциональный настрой ребенка будет намного лучше.
Как выстроить такую модель?
Во-первых - педагог должен создать благоприятную атмосферу в группе. Быть приветливым, терпеливо отвечая на все беспокоящие вопросы взволнованных родителей. Провести небольшую экскурсию по группе: показать шкафчик ребенка, его кровать, туалетную комнату, и саму группу, где ребенок будет проводить большое количество времени. Познакомить с режимом дня, и правилами посещения ребенком детского сада во время адаптации. Обсудить, как можно облегчить этот непростой период.
Во-вторых - воспитатель формирует положительные впечатления ребенка о детском саде. Старается приблизить атмосферу в группе более домашней. Если ребенок будет чувствовать себя нужным, не брошенным, окруженным вниманием, сочувствием и благожелательностью, то и адаптация пройдет менее болезненной.
В-третьих - в период адаптации стараться не проводить занятий, требующих смены педагогов и помещений. Стабильная и неменяющаяся обстановка поможет ребенку быстрее привыкнуть, а частая смена помещений детского сада наоборот напугает малыша и усугубит адаптацию. Знакомим ребенка со сверстниками, играем вместе в игры, показываем помещения группы. Так мы даем понять малышу, что пока мамы и папы нет, он находится под вашей защитой. В этот период самое главное дать понять ребенку, что его не бросили, что родители обязательно придут, а на воспитателя можно положиться и в нужный момент обратиться за помощью.
В-четвертых - играйте с ребенком. Чтобы ребенок не зацикливался на своем тревожном состоянии ему нужна игровая деятельность. Попросту сказать его нужно отвлечь. Игры помогут вам успокоить ребенка, подружить детей между собой, научить слушать воспитателя. Незаменимы пальчиковые игры, игры с песком и водой в летний период, а также хороводные игры. Положительно влияют на состояние детей в этот период занятия по изобразительной деятельности. Рисуя, ребенок погружается в мир творчества и фантазии, забывая о своих грустных эмоциях. Сказки, песенки, потешки, стихи - всё это необходимо в период адаптации. Такие методы благотворно влияют на психику ребенка, успокаивая его.
Трудно сказать сколько времени будет проходить адаптация у каждого конкретного ребенка, ведь это сложнейший процесс и показатель того насколько родители и педагоги готовы поддержать ребенка в этот ответственный в его жизни период!